18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом Брюллова на пороге мусульманской будущности

№81
Материал из газеты

В скором времени в Северной столице появится новое частное учреждение — музей-институт исламской культуры

Организацией этого музея занимаются несколько институций и сообществ, главные из которых — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук и Международный центр исламских исследований (МЦИИ). Учредитель — Некоммерческий фонд развития научных и культурных проектов «Аль-Макам» (Al Maqam). Идею создания музея-института исламской культуры поддержали директора ведущих российских музеев. Как рассказал корреспонденту The Art Newspaper Russia Ефим Резван, арабист и исламовед, доктор исторических наук, ведущий сотрудник Кунсткамеры и директор будущего музея, эта идея обсуждалась среди петербургских специалистов по исламу уже несколько лет. 

«У нас в городе сложилась странная ситуация, — говорит профессор Резван. — Колоссальные по своему научному и культурному значению коллекции предметов исламской культуры собраны в Кунсткамере, Эрмитаже, Институте восточных рукописей, Этнографическом музее, Музее истории религии, а мы фактически не можем их целиком показать». По словам Резвана, в залах Кунсткамеры представлено всего десятка полтора экспонатов, относящихся к исламу, а тысячи предметов лежат в запасниках и их никогда не видели посетители. Например, в 2006 году музей сделал выставку «Грезы о Востоке: русский авангард и шелка Бухары». В Санкт-Петербург из Узбекистана привезли тогда малоизвестные произведения Ивана Клюна, братьев Владимира и Георгия Стенбергов, Александры Экстер, Алексея Явленского. А роскошные шелковые ткани Кунсткамера извлекла из своих запасников. После выставки шелка снова спрятали, и они ждут какого-нибудь следующего проекта: места в постоянной экспозиции для них нет.

В начале 2019 года идею нового музея поддержал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Руководители Эрмитажа, Кунсткамеры и Российского этнографического музея написали письмо на имя Александра Беглова, тогда еще временно исполнявшего обязанности губернатора. Администрация города очень быстро и необычайно конкретно дала положительный ответ. Власти предложили на выбор два здания: одно в районе Лиговского проспекта, второе неподалеку от Кунсткамеры и университета. Это так называемый дом Брюллова, памятник истории и культуры федерального значения, за сохранение которого не один год бьются градозащитники. Домом с 1845 года владел старший брат живописца Карла Брюллова архитектор Александр Брюллов, который существенно перестроил прежнее здание. По наследству дом перешел к его дочери, чьим мужем был архитектор Павел Сюзор. Последний вместе с большой группой деятелей культуры в начале XX века создал в этом доме музей «Старый Петербург». При советской власти здесь располагались различные учреждения, часть здания была жилой, но в последние десятилетия дом пустовал и разрушался. С 2016 года петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) вело с чиновниками переговоры о первоочередных противоаварийных работах и частичной музеефикации лицевого флигеля.

Устроители музея-института исламской культуры готовы взять на себя расходы по реставрации и приспособлению здания, а также по частичному воссозданию экспозиции, посвященной «Старому Петербургу». «На одну только реставрацию, по предварительным подсчетам, уйдет около 500 млн руб., — рассказывает Ефим Резван. — Учредитель музея, фонд „Аль-Макам“, будет аккумулировать средства, наблюдательный совет — контролировать доходы и расходы. Деньги соберем всем миром, но исключительно в пределах России». 

Самая важная часть любого музея — коллекция. У будущей институции уже складывается собственная, в ней около 200 предметов, в основном дары из частных собраний. Соучредитель фонда «Аль-Макам» Игорь Панков, бизнесмен, защитивший кандидатскую диссертацию по суфизму, готов передать музею свою коллекцию среднеазиатской керамики. 

Одна из важных задач музея — просвещение и образование, в том числе среди самих мусульман, представление разнообразных форм ислама в мире. Всем интересующимся мусульманской культурой музей-институт предложит выставки, фестивали культуры разных стран, лекции, дискуссии с участием ведущих ученых и философов, показы кинофильмов и даже мод. 

Необходимо добавить, что далеко не все жители города встретили новость с одобрением. В частности, возникла кампания по сбору подписей под интернет-петицией с призывом отменить это решение. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский даже вынужден был написать в статье для газеты «Санкт-Петербургские ведомости», что шокирован реакцией на идею создания музея. «Подобное могло быть где угодно, но не в Петербурге-Ленинграде. В городе, в центре которого стоит шедевр архитектуры — мечеть, где во дворцах исламские интерьеры, где одна из самых сильных в мире школ академического востоковедения», — посетовал Михаил  Пиотровский. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+