18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дрезденская картинная галерея открывается обновленной

№81
Материал из газеты

Коллекция произведений старых мастеров, собранная саксонскими курфюрстами, снова доступна для публики после затяжной реконструкции здания Земпербау в историческом дворцовом комплексе Цвингер

В последний день високосной зимы, 29 февраля, наконец открывается музейный комплекс Цвингер в Дрездене. Его реконструкция, которая обошлась в €49 млн, полностью завершена. Событие это можно назвать более чем долгожданным, поскольку официальный рестарт Дрезденской картинной галереи старых мастеров, расположенной в Цвингере, в здании Земпербау, откладывался уже дважды — в декабре 2018 года и в декабре 2019-го. Правда, во втором случае перенос открытия следует расценивать, скорее, позитивно: в последний момент музею удалось привлечь дополнительные €600 тыс. из частных средств, и на эти деньги во всех выставочных пространствах Земпербау установлено акцентированное освещение.

До того на протяжении семи лет неоренессансное здание середины XIX века, возведенное по проекту Готфрида Земпера, перестраивали — в два этапа, чтобы полностью не закрывать музей. Перемены коснулись почти всего: от появления новой крыши до сооружения подземного тоннеля между двумя крыльями здания. Были модифицированы системы кондиционирования и климат-контроля, смонтированы специальные микропризмы для мансардных окон, позволяющие максимально усилить и выровнять дневной свет. Однако конструктивные и технологические новации не слишком заметны стороннему глазу, а вот плоды проведенной реэкспозиции будут видны каждому посетителю.

«Мы вернулись к первоначальной идее совместного экспонирования скульптуры и живописи», — говорит Штефан Койя, директор Галереи старых мастеров и коллекции скульптуры. Такая концепция показа была здесь в XIX веке, но в 1880-х годах от нее отказались, и с тех пор скульптура присутствовала в музейной экспозиции лишь эпизодически. Теперь прежняя установка реабилитирована, причем в Земпербау сейчас скульптура соседствует не только с живописью, но и с ткаными картинами. Например, четыре расшитые золотом и серебром фламандские шпалеры XVI столетия из мастерской Питера Кука ван Альста помещены в зале-часовне прямо напротив позолоченных деревянных саксонских статуй той же эпохи.

В целом в основу новой экспозиции легли принципы хронологии и цветового разделения интерьеров. Первый этаж посвящен Античности, второй и третий — живописи и скульптуре до 1800 года. «Было важно, чтобы залы выглядели по-разному и посетителям запомнился бы каждый из них», — подчеркивает Штефан Койя. Поэтому итальянское искусство экспонируется в красных залах, немецкое и голландское — в зеленых, французское и испанское — в синих.

По словам директора музея, новая развеска подчеркивает сильные стороны коллекции. В отдельной галерее разместился венецианский колоризм, в другом зале объединены четыре десятка картин кисти Лукаса Кранаха. Со временем соберутся вместе и все работы Бернардо Беллотто. Сейчас в экспозиции представлено 17 полотен из тех 36, что хранятся в Дрездене. Остальные пока реставрируют, они должны быть готовы к 300-летию со дня рождения художника, которое отмечается в 2021 году. «Мы повесили его картины на такой высоте, чтобы зрителям казалось, будто входишь в них, — говорит Койя. — Разница между теми полотнами, что уже восстановлены, и теми, что пока нет, колоссальная».

Разумеется, видное место в экспозиции занимают главные шедевры музея — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, Дрезденский триптих Яна ван Эйка, «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта. Немалую роль в их подаче теперь играет упомянутая система освещения. Особенно в случае «Сикстинской Мадонны». «Это очень сдержанная картина, и ее просто заглушает слишком броская позолоченная рама эпохи Возрождения, — говорит Койя. — С помощью нового освещения можно расставить нужные акценты». То же самое, по его словам, справедливо и для работ Рембрандта.

В западном крыле на площадке, названной Форумом Винкельмана, будут проходить временные выставки. Предполагается, в частности, что в 2020 году Берлинская картинная галерея представит здесь проект, посвященный картине Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна», еще одному из важнейших экспонатов дрезденской коллекции. Недавно это произведение тщательно отреставрировали. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+