The Art Newspaper Russia
Поиск

Дрезденская картинная галерея открывается обновленной

Коллекция произведений старых мастеров, собранная саксонскими курфюрстами, снова доступна для публики после затяжной реконструкции здания Земпербау в историческом дворцовом комплексе Цвингер

В последний день високосной зимы, 29 февраля, наконец открывается музейный комплекс Цвингер в Дрездене. Его реконструкция, которая обошлась в €49 млн, полностью завершена. Событие это можно назвать более чем долгожданным, поскольку официальный рестарт Дрезденской картинной галереи старых мастеров, расположенной в Цвингере, в здании Земпербау, откладывался уже дважды — в декабре 2018 года и в декабре 2019-го. Правда, во втором случае перенос открытия следует расценивать, скорее, позитивно: в последний момент музею удалось привлечь дополнительные €600 тыс. из частных средств, и на эти деньги во всех выставочных пространствах Земпербау установлено акцентированное освещение.

До того на протяжении семи лет неоренессансное здание середины XIX века, возведенное по проекту Готфрида Земпера, перестраивали — в два этапа, чтобы полностью не закрывать музей. Перемены коснулись почти всего: от появления новой крыши до сооружения подземного тоннеля между двумя крыльями здания. Были модифицированы системы кондиционирования и климат-контроля, смонтированы специальные микропризмы для мансардных окон, позволяющие максимально усилить и выровнять дневной свет. Однако конструктивные и технологические новации не слишком заметны стороннему глазу, а вот плоды проведенной реэкспозиции будут видны каждому посетителю.

«Мы вернулись к первоначальной идее совместного экспонирования скульптуры и живописи», — говорит Штефан Койя, директор Галереи старых мастеров и коллекции скульптуры. Такая концепция показа была здесь в XIX веке, но в 1880-х годах от нее отказались, и с тех пор скульптура присутствовала в музейной экспозиции лишь эпизодически. Теперь прежняя установка реабилитирована, причем в Земпербау сейчас скульптура соседствует не только с живописью, но и с ткаными картинами. Например, четыре расшитые золотом и серебром фламандские шпалеры XVI столетия из мастерской Питера Кука ван Альста помещены в зале-часовне прямо напротив позолоченных деревянных саксонских статуй той же эпохи.

В целом в основу новой экспозиции легли принципы хронологии и цветового разделения интерьеров. Первый этаж посвящен Античности, второй и третий — живописи и скульптуре до 1800 года. «Было важно, чтобы залы выглядели по-разному и посетителям запомнился бы каждый из них», — подчеркивает Штефан Койя. Поэтому итальянское искусство экспонируется в красных залах, немецкое и голландское — в зеленых, французское и испанское — в синих.

По словам директора музея, новая развеска подчеркивает сильные стороны коллекции. В отдельной галерее разместился венецианский колоризм, в другом зале объединены четыре десятка картин кисти Лукаса Кранаха. Со временем соберутся вместе и все работы Бернардо Беллотто. Сейчас в экспозиции представлено 17 полотен из тех 36, что хранятся в Дрездене. Остальные пока реставрируют, они должны быть готовы к 300-летию со дня рождения художника, которое отмечается в 2021 году. «Мы повесили его картины на такой высоте, чтобы зрителям казалось, будто входишь в них, — говорит Койя. — Разница между теми полотнами, что уже восстановлены, и теми, что пока нет, колоссальная».

Разумеется, видное место в экспозиции занимают главные шедевры музея — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, Дрезденский триптих Яна ван Эйка, «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта. Немалую роль в их подаче теперь играет упомянутая система освещения. Особенно в случае «Сикстинской Мадонны». «Это очень сдержанная картина, и ее просто заглушает слишком броская позолоченная рама эпохи Возрождения, — говорит Койя. — С помощью нового освещения можно расставить нужные акценты». То же самое, по его словам, справедливо и для работ Рембрандта.

В западном крыле на площадке, названной Форумом Винкельмана, будут проходить временные выставки. Предполагается, в частности, что в 2020 году Берлинская картинная галерея представит здесь проект, посвященный картине Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна», еще одному из важнейших экспонатов дрезденской коллекции. Недавно это произведение тщательно отреставрировали. 

Материалы по теме
Просмотры: 3883
Популярные материалы
1
Художницы и их портреты кисти мужей
Чем автопортрет женщины отличается от ее изображения, созданного мужем?
05 марта 2021
2
Замужем за метафизикой
Раису Гуревич-Кальца, известного специалиста по древнеримской скульптуре, можно узнать на многих картинах Джорджо де Кирико, хотя сам художник вычеркнул русскую жену из своей биографии.
03 марта 2021
3
Как будто хозяин вышел за хлебом: Музей архитектуры готов к реставрации дома Мельникова
Цветовые решения, примененные архитектором Константином Мельниковым при создании своего дома, шедевра авангарда, постараются восстановить.
05 марта 2021
4
Глазами поколения Y: какое оно, искусство тридцатилетних?
Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» в Русском музее построена исключительно на работах петербургских художников.
04 марта 2021
5
Как полюбить окраины и продолжать быть эстетом
Издание «На районе» впервые — на примере Москвы и Вены — формулирует тему спальных кварталов как одну из центральных в современной культуре.
05 марта 2021
6
Первый приз Zverev Art Prize составит 1 млн рублей
Музей AZ учредил конкурс в честь юбилея Анатолия Зверева.
03 марта 2021
7
Павильон России в Венеции зазеленеет
К открытию XVII Архитектурной биеннале в мае исторический выставочный павильон будет реконструирован. И это далеко не впервые. Рассказываем, какие трансформации здание пережило за свой век.
02 марта 2021
8
В Никола-Ленивце ударят искусством по коронавирусу
В роли объекта, который по уже 20-летней традиции сожгут на Масленицу в арт-парке, выступает замок корона-людоеда.
03 марта 2021
9
Репортаж из Самары: передовой отряд у станка
В Самаре открылся выставочный диптих, посвященный возникновению нового реализма 1920–1930-х годов. О проектах галереи «Виктория» и Третьяковки в Самаре, а также запуске конструктивистской фабрики-кухни, где расположится филиал, — в нашем репортаже.
04 марта 2021
10
Свежий номер: огонь, вода и стихия чувств Билла Виолы, как музеи зарабатывают на кино, Марианна Сардарова о коллекции и новом здании фонда Ruarts
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев мартовского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
05 марта 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru