The Art Newspaper Russia
Поиск

Ярмарка artgenève: виды на Москву

До 2 февраля в Женеве проходит девятая по счету ярмарка artgenève, в некоммерческой программе которой участвуют Центр Помпиду и миланский Instituto сontemporaneo per le arti (ICA)

Специализация artgenève — современное искусство. Удивительно, что родилась она не только в одной стране, но и буквально под боком, на расстоянии всего 250 км от аналогичного влиятельнейшего и раскрученного смотра Art Basel, который традиционно вот уже полвека проходит в начале лета. Организаторам artgenève потребовались отвага и недюжинные менеджерские таланты, чтобы, будучи в положении амбициозных новичков, придать своей ярмарке уникальный характер, сформировать из арт-галерей круг преданных участников, а из жителей и гостей Женевы — не менее устойчивый круг посетителей.

В этом году на ярмарку приехали такие влиятельные продавцы искусства, как парижская Galerie le Minotaure, лондонская Tornabuoni Art, Galleria Franco Noero из Турина, вездесущая Gagosian Gallery (и, как всегда, выставила звезд: Георга Базелица, Тома Вессельмана, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Дэвида Рида и других), венская Christine König Galerie, Hauser & Wirth из Цюриха, международная, имеющая офисы в полудюжине городов по всему миру Pace Gallery, мадридская Galeria Juana de Aizpuru, — всего здесь собралось 95 участников из 18 стран. На фоне 290 участников Art Basel это немного, но artgenève и не стремится к гигантизму. Даже выставленные здесь работы, как правило, имеют небольшой формат, их можно сразу унести домой, а не вызывать трейлер для транспортировки. Что, впрочем, не сильно влияет на цены — они как раз немаленькие и колеблются от десятков тысяч ($40 тыс. за крупные абстрактные рисунки, 90 на 80 см, 47-летнего Найджела Кука в галерее Pace) до миллионов долларов ($1,25 млн за среднего размера картину Orange Disk 1955 года Александра Колдера в Hauser & Wirth).

Свой камерный формат artgenève компенсирует высочайшим качеством и разнообразием некоммерческой программы.

На ярмарке показывают проекты влиятельные государственные институции. Парижский Центр Жоржа Помпиду привез фильмы Константина Бранкузи, которые легендарный скульптор снимал с 1923 по 1939 год. Instituto contemporaneo per le arti (ICA) из Милана показал инсталляцию и презентовал фолиант о графическом оформлении газет и журналов в период революции 1968 года.

Украшением ярмарки стали соло-экспозиции ярких современных художников. Куратор Самюэль Гросс воссоздал инсталляцию 1998 года Марио Мерца, иконы итальянского арте повера: в гигантском пустом зале на расставленных спиралью столах разложены идеально спелые овощи. Неназванный коллекционер показал рисунки и объекты одного из ведущих британских художников, записного юмориста Дэвида Шригли, автора, среди прочего, бронзового кулака с поднятым непомерно большим пальцем на Трафальгарской площади. Еще одно частное собрание из Швейцарии — Peress Family Сollection — предоставило для показа видеоинсталляцию Дэвида Хокни «Семь йоркширских пейзажей» (2011) — психоделическую движущуюся картинку цветущего луга.

Прибавьте к этому ярмарку в ярмарке — программу видеоарта LOOP Barcelona (www.loop-barcelona.com — существующая с 2003 года платформа, на которой видеохудожники выкладывают свои произведения), итоговую выставку Prix Mobilière — награды молодым швейцарским художникам, которая вручается с 1996 года, а также изящную историческую виньетку — мобильный павильон архитектора Жана Пруве. Такие «сарайчики» (четыре стены и двускатная крыша) были разработаны в 1944-м по просьбе французского правительства для людей, оставшихся без крова после бомбардировок. Дома на металлических сваях вместо фундамента возводились за часы. Их легко можно было разобрать и перенести на новое место. Всего было выпущено 300 домов, они сыграли выдающуюся роль и постепенно стали объектом коллекционирования. Галерист Патрик Гуткнехт предоставил ярмарке свой экземпляр.

Как одно из ответвлений artgenève параллельно ей в женевском Victoria Hall 31 января пройдет музыкальное действо, подготовленное кураторами Огюстеном Мором и Катрин Отенен-Жирар.

Короче, если сложить все эти обстоятельства, станет ясно, что artgenève работает не только и не столько на коммерческий успех, хотя и на него, конечно, тоже, сколько на репутацию. Пока что здесь трепетно и тщательно взращивают свою уникальность как места пересечения культур, стран, поколений, разного, но исключительного по качеству искусства.

И наконец, самое важное, почему эти обстоятельства должны быть интересны русскому читателю. Команда artgenève во главе с исполнительным директором Томасом Хугом собирается в Россию. В 2020-м швейцарцы присоединятся к московскому Салону высокого искусства и дизайна Le Salon, который проведет компания Art and Jewels of the World Fairs совместно с Государственным музеем архитектуры им. Щусева в конце мая. Анфилада музея примет около 20 международных галерей искусства старых мастеров и импрессионистов, ювелирных домов, а кураторский проект современной скульптуры от artgenève разместится в выставочном зале флигеля «Руина». Если все пройдет хорошо, в 2021 году организаторы нацелятся на Манеж.

Просмотры: 873
Популярные материалы
1
Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
11 февраля 2020
2
Как ван Гога стоимостью €15 млн купили на деревенском аукционе за £4
Теперь пейзаж с крестьянским домом отправляется в Маастрихт, чтобы стать одним из главных экспонатов ярмарки TEFAF.
10 февраля 2020
3
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
4
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
5
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
6
«Иван Грозный» собрал консилиум
В реставрации картины Ильи Репина наступил важный момент: необходимо решить, каким способом дублировать холст уникального памятника. Для консультаций пригласили западных специалистов.
10 февраля 2020
7
«Охотник» Адриана Гение остался в Эрмитаже
Картины румынского художника на недавних аукционах продавались за миллионные суммы, многократно превышающие эстимейт
10 февраля 2020
8
Три века фарфора представлены в Эрмитаже
На выставке, посвященной 275-летию основания Императорского фарфорового завода, полтысячи уникальных предметов систематизированы по стилям.
11 февраля 2020
9
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
10
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru