18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умерла Наталья Тамручи

Неожиданный уход Натальи Тамручи 25 января на 66-м году жизни стал потрясением для друзей и всех, кто знал ее как активного, увлеченного, успешного, всегда полного новых идей человека

Наталья Тамручи была выпускницей отделения истории искусств исторического факультета МГУ. В доперестроечное время она успела поработать в Третьяковской галерее и издательстве «Советский художник», где писала сама (в 1982-м в «Советском искусствознании» вышла ее статья «Мифологизм в творчестве М.А.Врубеля (авторские мифы)») и редактировала искусствоведческие сборники. Тексты Михаила Алленова, Александра Якимовича, Валерия Турчина, Леонида Бажанова, Екатерины Деготь и других известных искусствоведов выходили под ее редакцией.

Издательско-исследовательская деятельность шла параллельно с кураторской: Наталья принимала участие в организации легендарной 17-й Московской молодежной выставки на Кузнецком Мосту (1986), была в первой команде отдела новейших течений музея-заповедника «Царицыно», формировала его коллекцию, работала как куратор над такими важными выставками, как In de USSR en Erbuiten в Амстердаме (1990), SovietContemporary Art from Thaw to Perestroika  в Токио (1991), V izbach в Братиславе (1991–1992), «Соц-арт» в Музее Ленина в Москве (1993).

В середине 1990-х она круто изменила жизнь и занялась архитектурно-строительным бизнесом, достигнув и на этом поприще успеха. Она контролировала весь процесс: от фундамента до разработки светильников. И хотя она сама называла свой бизнес-опыт авантюрой, случайности в данном случае были неслучайны. «Нам очень хорошо и подробно читали в университете курс истории искусства, — рассказывала Наталья в одном интервью, — я, наверно, была латентным архитектором — запоминала все архитектурные планы. Мне было дико интересно. Но потом я достигла потолка… соскучилась по книжкам, которые читать архитекторам некогда… Я... следовала за тем, что мне подбрасывала судьба. Она мне подбросила помещение на Арбате».

Убитый подвал в Трубниковском переулке, 22, Наталья превратила в «Открытую галерею», проработавшую с 2009 по 2016 год. «Она принципиально, за редким исключением, не делала персональных выставок и отдавала предпочтение кураторским проектам, — рассказывает руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова. — Не гналась за конъюнктурой, темы выбирала не модные, а такие, которые занимали ее лично. И художников выбирала и смешивала по-своему, соединяя таких лидеров московского концептуализма, как, например, Андрей Монастырский или Елена Елагина и Игорь Макаревич и группу „МишМаш“ (Миша Лейкин и Маша Сумнина), Аню Желудь, Андрея Кузькина, Ивана Лунгина. Каждый раз она страстно увлекалась и с головой погружалась в тему. Если ей нравился художник, она становилась его убежденным адептом, влюблялась в его искусство».

В 2017 году Наталья стала лауреатом госпремии в области современного искусства «Инновация». Высокой наградой отметили книгу «Право на жизнь» — биографию и архив перформансов Андрея Кузькина.

К этому моменту Наталья в очередной раз поменяла жизнь: поселилась в старинном семейном доме в Софрине, который перестроила под себя, для родных, друзей, собак и кошек, и принялась писать книгу. У нее был амбициозный план переосмыслить историю русского искусства XX века — показать ее через призму экономики и политики. Она занимала друзей рассказами о первой Государственной думе, возила в Ногинск на экскурсию по местам промышленника Арсения Морозова. «Ее волновал вопрос, почему в начале XX века стоявшие у руля умные, предприимчивые, рефлексирующие и властные люди потерпели поражение, допустили революцию», — рассказывает Ирина Горлова. Следующим проектом в ее жизни должно было стать издание книг для детей, первый опыт они осуществили с Машей Сумниной.

Первая глава «эпохальной» книги Тамручи не была завершена, но остались страницы, достойные публикации. И важно отыскать в архиве и издать наконец на русском языке труды Натальи Тамручи, вышедшие в середине 1990-х в издательстве Craftsman House: Moscow Сonceptualism 1970–1990 и An Experience of Madness. Аlternative Russian Art in the Late 1960s —1990s. Она была из тех исследователей, кто знал историю московского искусства последних 50 лет на ощупь, в деталях и лицах. И ее вклад в российское искусствознание нам еще предстоит в полной мере оценить.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+