The Art Newspaper Russia
Поиск

Мэри Боуман: «Мы объединили территории вокруг Эйфелевой башни в парк в 54 га»

Мэри Боуман — партнер бюро Gustafson Porter + Bowman и одна из самых известных в мире ландшафтных архитекторов, автор мемориала принцессы Дианы в Лондоне, рассказала нам о будущем парке, который разобьют вокруг Эйфелевой башни к Олимпиаде 2024 года

Как вы думаете, почему именно ваш проект победил в конкурсе на реконструкцию парка вокруг Эйфелевой башни к летним Олимпийским играм 2024 года?

На мой взгляд, у нас была самая чистая и логическая концепция. Мы объединили всю территорию от École militaire до площади Трокадеро в единое пространство, получился парк в 54 га в центре Парижа. С набережных убрали автомобильное движение, Йенский мост, связывающий Трокадеро и Эйфелеву башню, станет пешеходным, на нем появятся газоны и клумбы. И еще мы продумали десятки вариантов парковых активностей для любого времени суток, всех времен года, всех посетителей: туристов и парижан, детей, стариков, людей с ограниченными возможностями.

А как сами парижане восприняли такую переделку? Обычно жители протестуют против нововведений. По крайней мере, в Москве.

Несмотря на то что Эйфелева башня — символ Парижа, пространство рядом с ней нельзя назвать удобным и гостеприимным. Обычно под башней стоит огромная очередь посетителей, вокруг вертятся подозрительные типы, много карманников, в темное время тут небезопасно ходить, не то что гулять. Там негде перекусить, негде посидеть, не хватает туалетов, туда нельзя прийти с детьми. Жители близлежащих кварталов никогда не пользуются Марсовым полем как парком. Там отмечают национальные торжества типа победы в чемпионате мира по футболу и проводят рождественские фейерверки. И кстати, эти шумные народные гулянья тоже не устраивали местных жителей. Если они о чем-то и просили, то сдвинуть «зоны радости» подальше от домов и убрать парковку больших туристических автобусов.

И что вы предложили и жителям, и туристам?

Прежде всего, исчезнут толпы, уже сейчас билеты на Эйфелеву башню продаются на определенные даты и время. Дальше можно просто гулять по парку и наслаждаться жизнью. Будут посажены тысячи растений, появятся небольшие тематические парки, дорожки для прогулок, бега, велосипедов, детские площадки, парковые скульптуры, здания для кафе и всевозможных культурных активностей. Разные парковые зоны мы называем jardins de créativité. Часть павильонов будет временной, так что люди смогут возвращаться в парк постоянно и находить в нем что-то новое.

Мэри, не могу не спросить о другом вашем знаковом проекте — мемориале принцессы Дианы в Гайд-парке (гигантский водяной каскад). Ему уже 15 лет, до сих пор не зарастает тропа. Что осталось за кулисами?

За кулисами остались драматические события, предшествовавшие его открытию. Выиграть конкурс, а в нем участвовали 60 бюро, было очень почетно. Бюджет проекта был практически неограниченным. Но когда мы приступили к реализации, выяснилось, что строить в запланированном месте нельзя, так как под ним обнаружились исторические руины. Мемориал перенесли, и надо было срочно готовить площадку и переделывать всю строительную документацию. Потом выяснилось, что традиционная ручная резка гранита (а фонтан состоит из 545 гранитных частей) не позволит придать камню необходимую форму, а всей композиции — динамичность. Надо было резать камень на станках, а для этого заново готовить чертежи и срочно разрабатывать софт для станков с ЧПУ. Были привлечены десятки компаний, в том числе автоконцерн Ford, применявший похожую резку для изготовления автомобилей и самолетов.

Уже после открытия мемориала мы столкнулись с совсем неожиданным обстоятельством: посетителей было так много, что они за неделю вытоптали газон. Вообще, обслуживание мемориала оказалось более затратным, чем мы думали. Так что создание парков полно сюрпризов.

Вы являетесь адептом внедрения зеленых растений в архитектуру. За этим действительно будущее?

Это то, что сейчас на повестке дня. Архитекторы и девелоперы видят, что умелое использование озеленения поднимает стоимость недвижимости. У нас есть образцовый пример такого синтеза архитектуры и растений — жилой комплекс Marina One в Сингапуре. Это проект немецкого архитектурного бюро Ingenhoven Architects, как раз известного экологическим подходом. Во внутреннем дворе мы создали тропический парк с озерами и водопадом, озеленили балконы-террасы, крышу, даже в лифтах поставили кадки с деревьями. Но это Сингапур с его прекрасным климатом. И там же государственная политика — превратить остров в город-парк. По местному законодательству, девелопер должен озеленить столько площади, сколько занимает на земле его здание.

В Лондоне такие проекты невозможны?

Нет, отчего же, озеленение террас и балконов — распространенная практика. Хотя это и требует укрепления перекрытий, создания продуманной дренажной системы, сбора дождевой воды для полива.

Вы не расскажете о своем творческом пути: вы ведь американка, почему вы перебрались в Англию?

Я приехала в конце 1980-х получать магистерскую степень в AA — знаменитой Школе Архитектурной ассоциации. И устроилась в бюро Нормана Фостера, что в те годы рецессии было фантастическим везением. Фостер как раз вернулся из Юго-Восточной Азии и начинал активно строить в Европе, а я знала испанский и немецкий языки, могла переводить, и он брал меня в рабочие командировки. Это было счастливое время, я приобрела бесценный опыт. Правда, тогда в бюро работало 60 человек, сейчас — 1000. Ну а потом я вышла замуж и решила остаться в Англии. В 2002 году получила диплом ландшафтного дизайнера. Одним из моих профессоров был Нил Портер. Когда он и Кэтрин Густафсон расширяли свое бюро, то пригласили меня в партнеры. Я универсальный специалист: и архитектор, и ландшафтный дизайнер одновременно.

В одном давнем интервью вы сетовали, что в архитектуре только 9% женщин. Ситуация выправляется?

Не сильно. Когда я начинала, нас, женщин, было 9% — сейчас около 19%. Притом что среди выпускников архитектурных вузов женщин более 50%. Во-первых, труд архитектора не так хорошо оплачивается, как труд врача или адвоката, во-вторых, это очень конкурентная среда, и женщин отодвигают, хотя они делают много работы, в-третьих, мы все-таки должны отвлекаться на воспитание детей. Мне в этом отношении повезло: в нашем архитектурном бюро трое из пяти партнеров — женщины. В Лондоне мы даже создали организацию, которая помогает женщинам бороться за руководящие посты в компаниях.

Беседа с Мэри Боуман состоялась на Всемирном конгрессе садов и парков World Urban Parks – 2019 в Казани.

Просмотры: 1289
Популярные материалы
1
Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
11 февраля 2020
2
Как ван Гога стоимостью €15 млн купили на деревенском аукционе за £4
Теперь пейзаж с крестьянским домом отправляется в Маастрихт, чтобы стать одним из главных экспонатов ярмарки TEFAF.
10 февраля 2020
3
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
4
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
5
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
6
«Иван Грозный» собрал консилиум
В реставрации картины Ильи Репина наступил важный момент: необходимо решить, каким способом дублировать холст уникального памятника. Для консультаций пригласили западных специалистов.
10 февраля 2020
7
«Охотник» Адриана Гение остался в Эрмитаже
Картины румынского художника на недавних аукционах продавались за миллионные суммы, многократно превышающие эстимейт
10 февраля 2020
8
Три века фарфора представлены в Эрмитаже
На выставке, посвященной 275-летию основания Императорского фарфорового завода, полтысячи уникальных предметов систематизированы по стилям.
11 февраля 2020
9
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
10
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru