The Art Newspaper Russia
Поиск

Нейросети, рекорды, супрематизм: фестиваль стрит-арта STENOGRAFFIA подводит итоги десяти лет работы

За десять лет работы организаторам STENOGRAFFIA — екатеринбургскому агентству StreetART и программе «Родные города» компании «Газпром нефть» — удалось сделать невероятно много

Главный российский фестиваль уличного искусства STENOGRAFFIA в этом году отмечает десятилетний юбилей. За это время организаторам — екатеринбургскому агентству StreetART и программе «Родные города» компании «Газпром нефть» — удалось сделать невероятно много. География фестиваля охватывает уже всю страну, а формат вышел далеко за рамки оформления стен. Коллекция из почти 500 работ включает настоящие мировые рекорды жанра — от первого граффити для слабовидящих до арта, созданного роботом по эскизу искусственного интеллекта.

Если в первый год фестиваль проходил только в Екатеринбурге, то в 2015 году число городов и поселков выросло уже до семи, а в юбилейном 2019 году — до 13. STENOGRAFFIA объединила более 300 художников из 15 стран мира — Испании, Италии, Германии, Великобритании, Бразилии, Украины, Казахстана, Киргизии, Израиля. Среди участников — широко известные авторы: Sam3, Herakut, Fanakapan, Ampparito, Interesni Kazki, Peeta, Покрас Лампас и другие.

Представляем топ-10 достижений и работ фестиваля STENOGRAFFIA, которые не просто сделали улицы российских городов ярче, но и вошли в историю стрит-арта.


Первое граффити за полярным кругом

В село Новый Порт, расположенное недалеко от берега Северного Ледовитого океана, участники фестиваля буквально спустились с небес. Чтобы попасть сюда, команде пришлось десантироваться с вертолета. Познакомившись с детьми из Новопортовской школы-интерната и вдохновившись природой и культурой Крайнего Севера, художница Марина Ягода вместе с учениками создала на территории школы яркий арт-объект «Детские мечты». Небольшое здание они оформляли вместе — грунтовали, красили, дорабатывали. Кое-где на росписи можно рассмотреть ненецкие национальные узоры — рисовать их Ягоду тоже научили маленькие художники. STENOGRAFFIA не первый раз приобщает детей к уличному искусству, воспитывая новое поколение талантов. «С детьми было интересно, у них другой менталитет, другой взгляд на творчество и на жизнь. Сейчас переписываемся с некоторыми „ВКонтакте“. Очень радостно, что мне удалось заинтересовать ребят искусством. Рассказать о моем пути, об истории граффити», — говорит Марина Ягода.


Нейронный стрит-арт

Работа «Нейронный стрит-арт», украсившая стену обычной екатеринбургской многоэтажки, стала настоящей сенсацией. Это первый стрит-арт-объект, созданный роботом по изображению, собранному нейросетью. За основу был взят сюжет об Ахилле из мозаики, украшавшей римскую виллу Ла Ольмеда, построенную в Испании в середине IV века н. э. Мозаика была повреждена — восстановить отсутствующие элементы удалось с помощью машинных алгоритмов искусственного интеллекта. А перенес эскиз на стену робот-принтер, сконструированный и запрограммированный командой STENOGRAFFIA. Как отмечают организаторы, такой микс технологий — первый в мире эксперимент, в ходе которого удалось без участия человека воссоздать исторический памятник и сделать из него современный арт-объект.


Да будет свет!

STENOGRAFFIA внесла огромный вклад в легализацию уличного искусства. Создание работ — от согласования локаций до выбора эскизов — всегда проходит в тесном сотрудничестве с властями и горожанами. В случае со STENOGRAFFIA определенные правила не ограничивают художников, а, напротив, побуждают экспериментировать с разным форматами и жанрами стрит-арта.

Для Петербурга, жители которого отличаются активной гражданской позицией и пристально следят за сохранностью исторического архитектурного фонда, команда фестиваля придумала концептуальные световые проекции. На стенах Российской национальной библиотеки появились «тени» великих русских писателей — Пушкина, Гоголя, Чехова, Достоевского и Толстого, а на здании Русского географического общества — портреты путешественников Карла Бэра, Владимира Даля, Николая Миклухо-Маклая и Федора Литке.

Пространством для творчества стали и воды Северной столицы — четыре сотни светодиодов на время превратили реку Мойку в звездное небо.


Гигантомания

Особая гордость STENOGRAFFIA — росписи, которые занимают целую стену или фасад. Как правило, такие работы меняют не только само здание, но и все пространство вокруг, становятся новыми городскими достопримечательностями.  

Среди рекордов — «Галерея легенд ханты и манси» в Ханты-Мансийске, размещенная на огромной стене возле Центра искусств для одаренных детей севера. Герои преданий Югры — медведь, серебряный карась, стрекоза и лось «живут» на территории более 300 кв. м. Еще одно подобное произведение — «Наутилус» на фасаде омского Дома культуры. На 600 кв. м обосновался огромный мистический спрут художника Георгия Куринова, призывающий скорее отправиться на поиски приключений. На родине фестиваля, в Екатеринбурге, тоже появилось гигантское граффити. Десять уличных художников за десять дней израсходовали десятки килограммов краски, чтобы создать «Динозавромойку» — рисунок площадью 1150 кв. м.


Стрит-арт, ты просто космос

Потрясающий масштаб и предельная детализация — это то, чем особенно впечатляет работа «Мост Эйнштейна — Розена». На стене обычного девятиэтажного дома в Оренбурге художники показали, как они представляют порталы между измерениями, которые гипотетически могут стать средством путешествий между вселенными. Авторы граффити мечтают, что их работа, посвященная Юрию Гагарину, когда-нибудь вдохновит на подвиг первого путешественника во времени.


Метасупрематический крест

Главный российский фестиваль уличного искусства не мог обойтись без, пожалуй, самого громкого имени стрит-арт-сообщества страны — Покраса Лампаса, создателя стиля «каллиграфутуризм». В Екатеринбурге художник целиком расписал площадь, занимающую более 6,5 тыс. кв. м. В его метасупрематическом кресте с цитатой из манифеста Казимира Малевича размер каждой буквы превосходит габариты среднего автомобиля. Над созданием проекта на протяжении четырех дней трудилось более 20 волонтеров. Они чистили площадь, закатывали ее в красный и черный цвета, а художник выводил огромной кистью серебряные буквы. Спустя некоторое время из-за возникших в обществе разногласий работу пришлось переделать. Покрас Лампас разделил крест красными линиями, отсылая к термину Платона metaxis, что значит «колебание между двумя противоположными понятиями при их одновременном использовании». У Лампаса это колебание между символическим значением креста и глубоким смыслом авангардного супрематизма.


Архитектура Шредингера

Важным достижением фестиваля стало открытие нового жанра уличного искусства — «мокьютектуры». Это граффити-иллюзии колоссальных размеров — будто воплощение снов архитектора-фантазера, нереальные, объемные и обманчивые. Работа «Бетонное эхо» появилась в Омске в 2019 году, на ней изображены огромные концентрические волны от падающей капли воды. Композиция приглушенных тонов органично сочетается с поверхностью и формой самого здания, так что с определенного ракурса эта трехмерная иллюзия выглядит как его реальная часть. «Эхо» стало продолжением большой архитектурной серии, которую команда STENOGRAFFIA начала еще в 2017 году. Свой новый жанр художники назвали «мокьютектура» (mockutecture) — термин, который они сами же придумали, связав два английских слова mock («дразнить») и architecture («архитектура»). Тем самым авторы дают понять, что их работы — лишь насмешка над нашим собственным зрением. У каждого объекта мокьютектуры есть два этапа существования. Первый — это только что созданное произведение во всей красе своей обманчивости. Второй этап наступает, когда объекты становятся элементом городской среды и на них нарастают новые слои — граффити или объявления. Художники считают, что тогда пространственная иллюзия становится еще загадочнее.


Новые краски о главном

Художественное переосмысление произведений искусства, культуры, истории, народных поверий — еще одна характерная черта STENOGRAFFIA.

В своей работе «Родная земля» художник Дамир Бозик отдал дань уважения живописи. В технике пуантилизма на стене пятиэтажного дома в городе Муравленко он изобразил солнце, луну, жителей севера и северную природу. Когда-то картинами, написанными точками, прославились неоимпрессионисты Жорж Сёра и Поль Синьяк, а теперь их приемами пользуются мастера стрит-арта. Для граффитиста это очень необычный и смелый подход, особенно если учитывать масштаб произведения. Техника подразумевает создание рисунка раздельными мазками. Бозик нарисовал «Родную землю» за 48 часов, использовав 60 оттенков краски и расставив 52 тыс. точек.


Другой пример — работа Васи Басё, выполненная в авангардном стиле и напоминающая то ли супрематизм Казимира Малевича, то ли абстракции Любови Поповой. Художник оформил стену районного Дома культуры в селе Каргасок. Главной задачей Басё стало создание изображения, которое привлекало бы внимание к зданию и его сложной архитектуре.


Эко-стрит-арт

На стене пятиэтажки северного города Ноябрьска красуется «Гербарий» — изображения растений из Красной книги, произрастающих на Ямале: это родиола розовая, шиповник иглистый, лапчатка прилистниковая, пальчатокоренник Траунштейнера и ива буреющая. Таким оригинальным способом авторы привлекают внимание к вопросам экологии и охраны природы. Тонкие листья, хрупкие веточки и цветы — художники, как настоящие ботаники, тщательно выписали каждую деталь для создания объема и придания рисунку реалистичности.

Партнерский материал

Просмотры: 2335
Популярные материалы
1
В кафедральном соборе Вены нашли Дюрера
Дальнейшие исследования фрески над сувенирной лавкой в соборе Святого Стефана позволят однозначно установить ее авторство.
13 января 2020
2
Рекорд Мединского: главное за восемь лет
В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ.
17 января 2020
3
Чайна-таун на Неве
Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев.
14 января 2020
4
Умерла Ольга Попова
Выдающийся российский специалист по византийскому искусству скончалась в возрасте 81 года
17 января 2020
5
Перед собором Святого Марка в Венеции может появиться двухметровая стена
Организация, отвечающая за состояние собора Святого Марка, хочет защитить его от наводнений при помощи стены из оргстекла.
14 января 2020
6
Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов
Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик.
17 января 2020
7
Музей Орсе запустил Instagram-резиденцию
Французский иллюстратор Жан-Филипп Дельом размышляет о том, что было бы, если бы у художников XIX века был Instagram, и публикует по одной работе в неделю.
14 января 2020
8
Что приготовила для коллекционеров ярмарка BRAFA
BRAFA, одна из старейших европейских ярмарок искусства и антиквариата, пройдет в Брюсселе в 65-й раз с 26 января по 2 февраля. Место почетного гостя займут благотворительная выставка и аукцион, на котором продадут пять фрагментов Берлинской стены.
13 января 2020
9
В мировой экономике намечается спад — но нас ждет новый поворот
В условиях экономической и геополитической нестабильности появление новых частных музеев дает основания для оптимизма. Хотя у их владельцев уже есть коллекции, им придется продолжать покупать искусство.
13 января 2020
10
Художественный мир вспоминает веселого концептуалиста Джона Балдессари
Калифорнийский художник, обладатель множества наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале и национальная медаль США в области искусств, скончался 2 января в возрасте 88 лет.
14 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru