18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итоги года: пожар, наводнение и многочисленные скандалы

№79
Материал из газеты

Пожар Нотр-Дам-де-Пари — вот чем прежде всего запомнится уходящий год, а еще репутационными скандалами и победами над токсичной филантропией

Как правило, итоги года в культуре определяются популярными выставками и рекордами музейной посещаемости, чему придет время — в майском номере нашей газеты они будут подведены. Но уже сейчас можно сказать, что стало главным событием культуры в уходящем году, что потрясло мир и останется незабываемым переживанием. Это пожар Нотр-Дама.

С вечера 15 апреля собор Парижской Богоматери горел почти 15 часов на глазах у миллионов людей, не понимавших, как такое могло случиться: в центре столицы страны, гордящейся своим наследием, огонь разрушает главную ее святыню, и это в наш век заоблачно высоких технологий. И если осеннее затопление Венеции — из повторяющихся и прогнозируемых бед, то пожара никто не ждал. Прошло больше полугода, но его последствия еще до конца не оценены. А летом были опасения, что сильная жара приведет к дальнейшему разрушению собора. Нет согласия в главном: восстановить ли обрушенный шпиль таким, как мы его знаем, или сделать некую конструкцию, не выдающую себя за подлинную?

Последние известия о решении этой задачи свидетельствуют о превращении в фарс. Генерал Жан-Луи Жоржелен, специальный представитель президента Эмманюэля Макрона по проекту, во время заседания комиссии по культуре Национального собрания велел главному архитектору проекта Филиппу Вильневу заткнуться. Архитектор стоит на том, что шпиль должен быть восстановлен в первоначальном облике, генерал так не считает. Проще всего оказалось решить проблему финансов. Благодаря государству и  французским меценатам на реконструкцию Нотр-Дама собран €1 млрд. Столько же, по предварительным подсчетам, необходимо для устранения последствий венецианского наводнения. 

Меценатов и спонсоров исключительно активно обсуждали в этом году, но не в связи с пожертвованиями. Теперь благотворителей не благодарят за помощь, а проверяют их гражданскую позицию. Продолжается деятельность организованного художницей Нан Голдин движения P.А.I.N., которое борется против фармацевтического концерна семьи Саклер, производящего обезболивающее «Оксиконтин», вызывающее наркотическую зависимость. В этом году от помощи Саклеров отказались лондонские Национальная портретная галерея и Тейт, нью-йоркские Метрополитен-музей и Музей Гуггенхайма. После серии общественных протестов Лувр снял со стен памятные упоминания об их вкладах в 12 залах. Музей Виктории и Альберта продолжает сотрудничать с семьей, поэтому активисты во главе с Голдин в ноябре разбросали там окровавленные доллары и пустые упаковки от лекарства.

Несколько групп активистов обвинили в кровавой наживе и вынудили уйти в отставку, устроив серию акций, Уоррена Кандерса, спонсора и заместителя председателя правления Музея американского искусства Уитни. Его фирма выпускает вещество, входящее в состав слезоточивого газа, который использовали против беженцев на границе с Мексикой. Активистов поддержали сотрудники музея, выступив с открытым письмом против Кандерса. Руководство институции долго пыталось не поддаваться давлению, но после протестного митинга на выставке Энди Уорхола директору все же пришлось принять отставку Кандерса, подсластив ее благодарственным письмом.

Музеи не впервые отказываются от поддержки спонсоров, чью основную деятельность считают вредной для общества или неэтичной. С табачными компаниями многие культурные институции не сотрудничают еще с конца прошлого века. Грязными считаются и деньги нефтяных компаний — давней главной мишени экоактивистов. Но в этом году протестные движения оказались особенно сильными и результативными, и легко предположить, что в будущем они не утихнут, особенно на фоне изменения климата и глобального потепления, если считать их следствием деятельности человечества. Очевидно, круг людей и корпораций, финансово поддерживающих учреждения культуры, будет продолжать сужаться. Понятно, как это отразится на деятельности музеев, которых далеко не все государства способны и готовы полностью обеспечивать.

В нашей стране против спонсоров никто не борется. И это понятно: даже ведущим музеям — Эрмитажу, Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина и Музеям Московского Кремля — государственного финансирования хватает только на поддержание зданий и зарплату сотрудникам. Выставочная деятельность  оплачивается благодетелями: компаниями, использующими природные ресурсы, банками, крупными девелоперами. Но вопрос, чисты или нет спонсорские деньги, общественность пока не тревожит.

Зато впервые в этом году у нас разгорелся громкий репутационный скандал. Президента Московской международной биеннале современного искусства Юлию Музыкантскую уличили в невыплате гонораров художникам и обвинили в неэтичном поведении. Как правило, кто не платит и кто хамит, в профессиональном сообществе хорошо известно, но сор из избы еще никто не выносил. Последствий этот скандал не имел. Но, судя по тому, как этические проблемы остро стоят сегодня в западных странах, можно предположить, что встанут и у нас. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+