The Art Newspaper Russia
Поиск

Итоги года: пожар, наводнение и многочисленные скандалы

Пожар Нотр-Дам-де-Пари — вот чем прежде всего запомнится уходящий год, а еще репутационными скандалами и победами над токсичной филантропией

Как правило, итоги года в культуре определяются популярными выставками и рекордами музейной посещаемости, чему придет время — в майском номере нашей газеты они будут подведены. Но уже сейчас можно сказать, что стало главным событием культуры в уходящем году, что потрясло мир и останется незабываемым переживанием. Это пожар Нотр-Дама.

С вечера 15 апреля собор Парижской Богоматери горел почти 15 часов на глазах у миллионов людей, не понимавших, как такое могло случиться: в центре столицы страны, гордящейся своим наследием, огонь разрушает главную ее святыню, и это в наш век заоблачно высоких технологий. И если осеннее затопление Венеции — из повторяющихся и прогнозируемых бед, то пожара никто не ждал. Прошло больше полугода, но его последствия еще до конца не оценены. А летом были опасения, что сильная жара приведет к дальнейшему разрушению собора. Нет согласия в главном: восстановить ли обрушенный шпиль таким, как мы его знаем, или сделать некую конструкцию, не выдающую себя за подлинную?

Последние известия о решении этой задачи свидетельствуют о превращении в фарс. Генерал Жан-Луи Жоржелен, специальный представитель президента Эмманюэля Макрона по проекту, во время заседания комиссии по культуре Национального собрания велел главному архитектору проекта Филиппу Вильневу заткнуться. Архитектор стоит на том, что шпиль должен быть восстановлен в первоначальном облике, генерал так не считает. Проще всего оказалось решить проблему финансов. Благодаря государству и  французским меценатам на реконструкцию Нотр-Дама собран €1 млрд. Столько же, по предварительным подсчетам, необходимо для устранения последствий венецианского наводнения. 

Меценатов и спонсоров исключительно активно обсуждали в этом году, но не в связи с пожертвованиями. Теперь благотворителей не благодарят за помощь, а проверяют их гражданскую позицию. Продолжается деятельность организованного художницей Нан Голдин движения P.А.I.N., которое борется против фармацевтического концерна семьи Саклер, производящего обезболивающее «Оксиконтин», вызывающее наркотическую зависимость. В этом году от помощи Саклеров отказались лондонские Национальная портретная галерея и Тейт, нью-йоркские Метрополитен-музей и Музей Гуггенхайма. После серии общественных протестов Лувр снял со стен памятные упоминания об их вкладах в 12 залах. Музей Виктории и Альберта продолжает сотрудничать с семьей, поэтому активисты во главе с Голдин в ноябре разбросали там окровавленные доллары и пустые упаковки от лекарства.

Несколько групп активистов обвинили в кровавой наживе и вынудили уйти в отставку, устроив серию акций, Уоррена Кандерса, спонсора и заместителя председателя правления Музея американского искусства Уитни. Его фирма выпускает вещество, входящее в состав слезоточивого газа, который использовали против беженцев на границе с Мексикой. Активистов поддержали сотрудники музея, выступив с открытым письмом против Кандерса. Руководство институции долго пыталось не поддаваться давлению, но после протестного митинга на выставке Энди Уорхола директору все же пришлось принять отставку Кандерса, подсластив ее благодарственным письмом.

Музеи не впервые отказываются от поддержки спонсоров, чью основную деятельность считают вредной для общества или неэтичной. С табачными компаниями многие культурные институции не сотрудничают еще с конца прошлого века. Грязными считаются и деньги нефтяных компаний — давней главной мишени экоактивистов. Но в этом году протестные движения оказались особенно сильными и результативными, и легко предположить, что в будущем они не утихнут, особенно на фоне изменения климата и глобального потепления, если считать их следствием деятельности человечества. Очевидно, круг людей и корпораций, финансово поддерживающих учреждения культуры, будет продолжать сужаться. Понятно, как это отразится на деятельности музеев, которых далеко не все государства способны и готовы полностью обеспечивать.

В нашей стране против спонсоров никто не борется. И это понятно: даже ведущим музеям — Эрмитажу, Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина и Музеям Московского Кремля — государственного финансирования хватает только на поддержание зданий и зарплату сотрудникам. Выставочная деятельность  оплачивается благодетелями: компаниями, использующими природные ресурсы, банками, крупными девелоперами. Но вопрос, чисты или нет спонсорские деньги, общественность пока не тревожит.

Зато впервые в этом году у нас разгорелся громкий репутационный скандал. Президента Московской международной биеннале современного искусства Юлию Музыкантскую уличили в невыплате гонораров художникам и обвинили в неэтичном поведении. Как правило, кто не платит и кто хамит, в профессиональном сообществе хорошо известно, но сор из избы еще никто не выносил. Последствий этот скандал не имел. Но, судя по тому, как этические проблемы остро стоят сегодня в западных странах, можно предположить, что встанут и у нас. 

Просмотры: 1873
Популярные материалы
1
В кафедральном соборе Вены нашли Дюрера
Дальнейшие исследования фрески над сувенирной лавкой в соборе Святого Стефана позволят однозначно установить ее авторство.
13 января 2020
2
Рекорд Мединского: главное за восемь лет
В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ.
17 января 2020
3
Чайна-таун на Неве
Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев.
14 января 2020
4
Умерла Ольга Попова
Выдающийся российский специалист по византийскому искусству скончалась в возрасте 81 года
17 января 2020
5
Перед собором Святого Марка в Венеции может появиться двухметровая стена
Организация, отвечающая за состояние собора Святого Марка, хочет защитить его от наводнений при помощи стены из оргстекла.
14 января 2020
6
Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов
Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик.
17 января 2020
7
Музей Орсе запустил Instagram-резиденцию
Французский иллюстратор Жан-Филипп Дельом размышляет о том, что было бы, если бы у художников XIX века был Instagram, и публикует по одной работе в неделю.
14 января 2020
8
Что приготовила для коллекционеров ярмарка BRAFA
BRAFA, одна из старейших европейских ярмарок искусства и антиквариата, пройдет в Брюсселе в 65-й раз с 26 января по 2 февраля. Место почетного гостя займут благотворительная выставка и аукцион, на котором продадут пять фрагментов Берлинской стены.
13 января 2020
9
В мировой экономике намечается спад — но нас ждет новый поворот
В условиях экономической и геополитической нестабильности появление новых частных музеев дает основания для оптимизма. Хотя у их владельцев уже есть коллекции, им придется продолжать покупать искусство.
13 января 2020
10
Художественный мир вспоминает веселого концептуалиста Джона Балдессари
Калифорнийский художник, обладатель множества наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале и национальная медаль США в области искусств, скончался 2 января в возрасте 88 лет.
14 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru