The Art Newspaper Russia
Поиск

Директор Третьяковки рассказала о выставках 2020 года и переезде с Крымского Вала

Посетителей Третьяковской галереи ждут открытие пространства музея в Новой Москве и нового корпуса в Лаврушинском, а также большая выставка современного европейского искусства «Многообразие/Единство»

В уходящем году, сообщила директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова не без гордости на встрече с журналистами, 42% потраченных музеем средств были заработаны им самим. Прежде всего на билетах и музейным магазином, чей доход за последние пять лет вырос с 1,4 млн до 150 млн руб. Государственные субсидии составили только 35,7% трат Третьяковки. Остальные расходы взяли на себя спонсоры.

Говоря о выставочных планах на 2020 год, Трегулова отметила несколько событий. Выставку «Романтизм. Мечты о свободе», которая откроется в октябре, Третьяковка готовит совместно с музеями Дрездена. Она будет посвящена, как можно понять из названия, немецкой и русской живописи эпохи романтизма. Выставка «Это было навсегда» представит советское искусство 1968–1985 годов, то есть брежневского времени, или эпохи застоя (пройдет с апреля по август). Она является частью проекта, начатого выставкой «Оттепель», и делается тем же самым коллективом. Коллектив был молодой, и людей, помнивших оттепельные времена, выставка разочаровала. Поскольку застой помнит еще больше людей, легко предположить, что выставка об этом времени тоже будет дискуссионной. Большой международный проект «Многообразие/Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж» откроется в ноябре, в нем покажут произведения 80 современных художников, причем только ныне здравствующих. Также осенью, в октябре, будет открыта персональная выставка Роберта Фалька, где соберут произведения разных лет — от первых импрессионистских опытов и участия в объединении «Бубновый валет» до вещей 1950-х годов.

Модернист Фальк — прекрасный художник, лирический, европейский, десять лет проживший в Париже. Он оказал серьезное влияние на многих художников советского андерграунда, у него масса поклонников. Но несравнимо меньше, чем у Репина, выставку которого посмотрели 601298 зрителей (всего же в музей за год пришло 2,8 млн человек — на треть больше, чем в 2018 году). Это отличный результат, но директор Третьяковской галереи все равно считает, что надо менять формат персональных показов, делать их более проблемными, приближенными к современности.

Помимо выставки Ильи Репина, самыми посещаемыми в уходящем году стали ретроспективы Архипа Куинджи и Василия Поленова, причем в промежутке между ними люди в Новую Третьяковку ходить не переставали. Возможно, потому, что постоянная экспозиция искусства ХХ века была обновлена.

В уходящем году Третьяковская галерея на 30% увеличила количество проведенных экскурсий, что произошло благодаря упорядочению этой работы и введению лицензий, которые сделали невозможными экскурсии нелегальные. Напомним, что именно это новшество вызвало полтора года назад большой общественный резонанс и упреки в том, что теперь посетителям нельзя поговорить об увиденном даже с собственными детьми. Но недовольство со временем утихло, а Трегулова заметила, что очень трудно учитывать все пожелания публики, поскольку они бывают прямо противоположными. Что показал и недавний инцидент с посетительницей, кормившей младенца грудью прямо в зале. Смотрительница, которая сделала кормящей матери грубое замечание, естественно, была неправа, но в отношении допустимости публичного кормления среди публики возникли разногласия. В результате в музее решено оборудовать специальное место для кормления грудничков.

Важная для любого музея тема — новые поступления, и в Третьяковской галерее в этом году они были значительны: 759 произведений попали в музей благодаря дарителям отдельных вещей и целых коллекций, а также благотворителям, выделившим деньги на закупку; 51 предмет был закуплен самой галереей. Кроме того, Третьяковка получила на хранение 1562 произведения из собрания Международной конфедерации союзов художников, которая делила с музеем здание на Крымском Валу — теперь эта часть стала Западным крылом Новой Третьяковки. Трегулова напомнила, что его галерея получила только в апреле и это пространство пришлось приводить в порядок, в частности полностью менять проводку. Тем не менее Западное крыло функционирует как выставочное пространство. Свои проекты для него музей не имел времени подготовить, но предоставил залы для различных партнерских проектов. В частности, с 25 декабря там начнет работу подготовленная Музеем дизайна выставка «Мир! Дружба! Дизайн!».

Реконструкция Новой Третьяковки на Крымском Валу, которая будет осуществлена по проекту выдающегося архитектора современности, создателя бюро OMA/AMO Рема Колхаса, — одна из самых серьезных проблем музея. Продолжающееся обследование здания показало, что на реконструкцию его необходимо закрывать полностью. По словам директора музея, с 1959 года, когда в фундамент были вбиты первые сваи, никакого серьезного ремонта на Крымском Валу не проводилось. Перевести фонды и постоянную экспозицию на время реконструкции — труднейшая задача, вставшая перед ГТГ. Планируется, что «дайджест» постоянной экспозиции искусства ХХ века будет размещен в новом корпусе Третьяковской галереи на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной, который планируется открыть в 2022 году. Власти Москвы выделили галерее место для запасников в строящемся комплексе музейных хранилищ в Новой Москве, там же будут выставочный зал и места для проведения образовательных программ.

Остается надеяться, что и в следующем году, зная, что здание на Крымском Валу закроют на реконструкцию (предположительно на пять лет), публика не обойдет его вниманием. А на вопрос, будут ли перемены в историческом здании Третьяковки, Зельфира Трегулова вздохнула: надо сначала разобраться с Крымским Валом.

Материалы по теме
Просмотры: 17002
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Мировые бренды присоединились к борьбе с пандемией
Компании переключились на выпуск антисептиков, защитных масок, спецодежды, а также начали производить аппараты ИВЛ и жертвовать крупные суммы больницам и исследователям.
01 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru