18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новодевичий монастырь стремительно молодеет к своему юбилею

№79
Материал из газеты

Уже сейчас сдается 13 объектов ансамбля, а полное окончание работ намечено на 2022 год

В Москве завершается реставрация основных построек комплекса Новодевичьего монастыря, приуроченная к 500-летию со дня его основания. К концу года должны быть раскрыты фасады 13 объектов, среди которых палаты царевны Марии Алексеевны, усыпальница Волконских, Филатьевский приют, Больничные палаты, стрелецкая караульня у Напрудной башни, Лопухинские палаты, а также Иосафовская, Напрудная, Никольская, Покровская, Предтеченская, Чеботарная и Швальная башни. Еще на одном объекте — Казначейских палатах — временные леса останутся и в 2020 году.

Главная задача реставрации — вернуть Новодевичьему монастырю исторический облик, полностью обновив инженерные коммуникации, рассказали корреспонденту The Art Newspaper Russia в пресс-службе Министерства культуры. По словам координатора «Архнадзора» Константина Михайлова, реставрация велась «под строгим профессиональным надзором», поэтому тревожных для защитников наследия новостей из монастыря за последние годы не поступало. 

Основные работы развернулись в нескольких исторических корпусах. Один из них — усыпальница князей Волконских начала XIX века. Здесь расчистили стены и кровли, а также установили купол с крестом. До конца года закончится восстановление оригинальных росписей стен. 

«Завершены внешние работы на объекте „Палаты царевны Марии Алексеевны“, построенном в 1683–1688 годах. В здании обновили коммуникации, отреставрировали окна, двери, кровлю. Работы продолжаются внутри объекта. Двухэтажное здание Филатьевского приюта, предназначавшееся для девочек-сирот разных сословий, было построено в конце XIX века. Сейчас там завершены работы над фасадом и кровлей, подключены все коммуникации. Идут реставрационные работы внутри здания. Часть помещений Больничных палат XVII века полностью готовы. Кроме того, в здании утеплены своды, отреставрированы фасад и крыша. Внутренние работы продолжаются в мезонине», — говорится в сообщении пресс-службы Минкультуры.

На 2020 год запланировано завершение работ еще на 14 объектах ансамбля, среди которых Покровская церковь над Южными воротами, усыпальница Прохоровых, Погребовые палаты, Казначейские палаты, Преображенская церковь над Северными воротами, сторожка у Северных ворот, Сетуньская башня и караульня при ней, Затрапезная и Саввинская башни, Певческие палаты у Саввинской башни, палаты царицы Ирины Годуновой с Амвросиевской церковью, а также крепостные стены монастыря.

В следующем году реставраторы закончат комплексное восстановление колокольни Новодевичьего монастыря. С башни уже сняты строительные леса, отреставрированы купол, куранты, колокола, включая самый большой. В ближайшие месяцы завершится художественная реставрация внутри колокольни; сейчас, по данным Минкультуры, мастера возвращают цвет авторской штукатурки. В 2022 году будут открыты Успенская церковь с трапезной и старейший храм Новодевичьего монастыря — Смоленский собор, построенный в конце XVI века. Реставраторы завершили покраску стен, куполов и крестов, заменили кровлю и оконные решетки — сегодня основные восстановительные работы ведутся внутри собора. 

Новодевичий Богородице-Смоленский православный женский монастырь в Москве основан в 1524 году великим князем Василием III в память о взятии Смоленска в 1514 году. Обитель была посвящена Смоленской иконе Божией Матери (первообраз утрачен во время Великой Оте­чественной войны). Большинство строений на территории комплекса относится к концу XVII века. В 2004 году монастырь был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2013 году ансамбль Новодевичьего причислен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Ремонтно-реставрационные работы начались в 2012 году и должны полностью завершиться в 2022-м. По словам министра культуры Владимира Мединского, всего на восстановление Новодевичьего монастыря из федерального бюджета выделено 4 млрд руб. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+