18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Национальной галерее удалось собрать £19,5 млн на шедевр Джентилески

«Нахождение Моисея» уже выставлено в экспозиции лондонского музея, но теперь его перенесут в отреставрированный Барочный зал

Национальная галерея объявила о том, что ей удалось собрать необходимые £19,5 млн на покупку «Нахождения Моисея» (начало 1630-х) Орацио Джентилески.

Картину продает Грэм Киркхэм, заработавший состояние благодаря сети магазинов, специализирующихся на продаже диванов. Сделку организуют Sotheby’s и Pyms Gallery. Вообще-то произведение Джентилески стоит £22 млн, но налоговые льготы позволили уменьшить сумму, которую нужно было собрать лондонскому музею.

Крупнейший взнос в размере £8,5 млн сделали «Американские друзья Национальной галереи» (в минувшем году суммарный объем их активов составил внушительные $225 млн). Фонд Национальной галереи, финансируемый за счет кейтеринга и розничных продаж, внес £5,5 млн. Из Мемориального фонда национального наследия, выделяющего государственные средства, поступило £2,5 млн, что составляет половину его спонсорского бюджета на этот год. Благотворительная организация Art Fund предоставила £1 млн — это ее самый крупный грант с 2016 года. Оставшиеся £2 млн пожертвовали фонды и частные лица.

Сейчас «Нахождение Моисея» на временном хранении в зале 31, но вскоре переедет в отреставрированный Барочный зал, работы в котором должны завершиться в апреле. Весной картину Орацио Джентилески будет особенно интересно увидеть в контексте выставки его дочери Артемизии, которая пройдет в музее с 4 апреля по 26 июля.

Национальная галерея уже пытался выкупить эту картину 25 лет назад, причем по гораздо более скромной цене. В 1994–1995 годах представители Национальной галереи вели переговоры с семейством Ховард, чей родовой особняк Касл-Ховард находится в Йоркшире. Тогда обсуждалась покупка полотна всего за £5 млн.

Одним из инициаторов сделки выступал Габриеле Финальди, куратор отдела поздней итальянской живописи в Национальной галерее. Позже он занял кресло заместителя директора Национального музея Прадо в Мадриде, а в 2015 году вернулся в Лондон, чтобы стать директором все той же Национальной галереи. Именно Финальди сейчас играет ключевую роль в переговорах по Джентилески.

Прежде семья Ховард отказалась продать картину музею. Владельцы решили выставить ее на торги аукционного дома Sotheby’s, проходившие 6 декабря 1995 года. Но музейщики не оставляли надежд — были задействованы тайные рычаги, чтобы обеспечить владельцам налоговые льготы в случае немедленной частной продажи. В Sotheby’s даже пошли на беспрецедентный шаг: тогдашний глава компании в Великобритании Генри Уиндхэм зачитал объявление галереи прямо в аукционном зале.

Но лот ушел к лондонскому дилеру Бену Янссенсу, действовавшему от имени Грэма Киркхэма, владельца мебельной компании DFS. Цена составила чуть более £5 млн (с премией покупателя). Национальная галерея все же смогла получить «Нахождение Моисея» на выставку «Орацио Джентилески при дворе Карла I» в 1999 году, куратором которой был Финальди. После Лондона выставку повезли в мадридский Прадо, а затем в музей в Бильбао.

Сейчас 74-летний Киркхэм распродает часть своей коллекции. В июне 2018 года он отправил пять полотен старых мастеров — Томаса Гейнсборо, Жан-Этьенна Лиотара, Иоганна Лисса, Хусепе де Риберы, Иоахима Ютеваля — на Sotheby’s, где за них удалось выручить £26 млн. Sotheby’s занимается и организацией продажи «Нахождения Моисея» Национальной галерее.

Ранее коллекционер одалживал полотно Джентилески на выставки в Национальной галерее Шотландии и в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. С 2002 года картина находится на временном хранении в Национальной галерее в Лондоне. Хотя в йоркширском особняке она подолгу не задерживалась, благодаря музейным турне ее стоимость существенно возросла.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+