18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка «Это сам Потемкин!» проходит в Государственном Эрмитаже

Размах деятельности Потемкина, его влияние на судьбы России и Европы огромны, и организаторы экспозиции постарались сделать ее соответствующей масштабу личности светлейшего князя

Выставка «Это сам Потемкин!» приурочена к 280-летию со дня рождения Григория Потемкина, одного из самых влиятельных политиков эпохи Екатерины II. Как рассказала нашему изданию Наталья Бахарева, куратор, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, всего в залах музея представлено около полутора тысяч предметов. Помимо самого Эрмитажа, в проекте участвуют еще пять музеев Санкт-Петербурга, Казанский государственный университет и работы из частных коллекций. «Выставка построена по принципу тематических разделов, — пояснила Наталья Бахарева. — Мы представим все этапы деятельности Потемкина, результаты его внутренней и внешней политики».

Всесильный фаворит императрицы, ее тайный супруг, Григорий Потемкин обладал талантами, энергией и влиянием, с которыми мало кто мог тягаться. Он стал создателем черноморского военного флота и его первым «главноначальствующим», руководил присоединением к Российской империи и первоначальным устройством Таврии и Крыма, был основателем Екатеринослава (ныне — город Днепр), Херсона, Севастополя, Николаева. Потемкин развивал отечественную промышленность и торговлю, договаривался о мире и войне с самыми влиятельными европейскими политиками.

В разделе, посвященном военной реформе, показаны образцы военной формы, предметы мебели из личного кабинета князя, исторические документы. В семейном разделе посетители познакомятся с портретами его многочисленных племянников и племянниц, которым он покровительствовал. Специальный раздел расскажет о «Греческом проекте» Екатерины, поддержанном Григорием Потемкиным и Александром Безбородко. Речь в нем шла о переселении греков на Юг России, создании «корпуса чужестранных единоверцев» для мальчиков-греков. В экспозиции представлены знамена этого корпуса, книги на греческом языке. Также выставка повествует о Потемкине — герое второй русско-турецкой войны, о его геополитических планах. Раздел, который станет открытием не только для широкой публики, но и для специалистов, посвящен княжеской библиотеке. Впервые из Казанского университета прибыло 44 книги, когда-то принадлежавших Потемкину. Среди них — огромная Тора в родном футляре, редкие издания Вергилия, тома на латыни и древнегреческом.

«Это сам Потемкин!» многое представляет впервые. Например, Потемкинский сервиз, подаренный князю Фридрихом Великим, — им накрыт стол на шесть персон. В разделе личных коллекций показаны музыкальные механизмы, книги, гравюры, собрание живописи князя. Впервые зрители увидят и портрет Екатерины II кисти Андрея Каспара Гюне, заказанный Потемкиным. Специально к выставке отреставрировано платье императрицы «по форме морской» — белой с зеленым шитьем.

Выставка в Эрмитаже вполне соответствует грандиозности масштаба личности Потемкина: она заняла почти десять залов, и даже каталог к ней выпущен в двух томах.

«Это сам Потемкин!» продлится до 29 марта.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+