18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последний взлет художника Панамаренко

Один из самых известных бельгийских художников второй половины ХХ века умер за несколько недель до 80-летия

Хенри ван Хервеген, известный под псевдонимом Панамаренко, художник, скульптор, эксцентричный изобретатель и автор знаменитых ассамбляжей, скончался 14 декабря в возрасте 79 лет, не дожив полутора месяцев до своего 80-летия. В 2020 году в родном для Панамаренко Антверпене была запланирована разнообразная программа мероприятий и выставок, приуроченная к юбилею художника.

Панамаренко занимает особое место в искусстве в Бельгии, на его творчество оказали заметное влияние аэронавтика и авиамоделирование.

Родившийся в 1940 году в Антверпене, в семье судоремонтников, он в 15 лет начал учебу в Антверпенской академии художеств. С этого времени ван Хервеген проявлял особый интерес к наукам, особенно к тем из них, которые позволили бы утолить его страсть к полету. К этому же отсылает его псевдоним, напоминающий об уже несуществующей авиакомпании Pan American.

Вместе с сюрреалистом Марселем Бротарсом он представлял Бельгию на Documenta 5 в Касселе в 1972 году, организованной знаменитым куратором Харальдом Зееманом. Панамаренко показал там эффектный дирижабль Aeromodeller в разделе «Личные мифологии» — это была конструкция из плетеной кабины, соединенной 52 нейлоновыми шнурами с гигантским баллоном из пленки. Устройство художник создал собственными руками с помощью нескольких друзей. Облетев множество выставок по всему миру, эта работа наконец «приземлилась» в Музее современного искусства в Генте (S.M.A.K.), войдя в его коллекцию. Летательные аппараты Панамаренко, как и другие его работы вроде подводной лодки, машин или насекомых, казались одновременно и странными, и эмблематичными для своего времени.

Хенри ван Хервегену было все равно, функционировали его изобретения или нет. Намного важнее для него была их поэтическая составляющая, которая заставляла бы зрителя мечтать. Он воплощал великие утопические замыслы человечества, помещая их на стык научной фантастики, инженерной мысли и поэзии. Он всегда сначала создавал работы руками и только потом рисовал их.

В 2005 году после ретроспективы в Королевских музеях Бельгии в Брюсселе, которую посетило 72 тыс. человек, Панамаренко решил завершить карьеру. Свое решение он объяснял тем, что придуманные им аппараты и так занимают слишком много места и он не знает, где их хранить. Художник сдержал обещание.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+