18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От Арчимбольдо до татуировок: Пушкинский объявил планы на 2020 год

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина анонсировал крупнейшие выставки, захватывающие своим многообразием, и отчитался о достигнутом в уходящем году

ГМИИ принял в завершающемся году почти 1,5 млн посетителей — это лучший результат музея, и он наверняка поднимет его еще на одну строчку в списке самых посещаемых. Но будущий, 2020 год может побить и этот рекорд — настолько заманчивым и разнообразным выглядит набор выставок, которые готовят в музее.

В марте всю центральную выставочную ось главного здания займет — небывалый случай — графика. Это рисунки пяти веков из фондов ГМИИ, которые уже показаны, и с огромным успехом, в парижском фонде Custodia. В середине июля весь музей захватит барокко: видеоработы Билла Виолы (его выставку в Москве обещали давно) вступят в диалог с шедеврами живописи и прикладного искусства из Музея Каподимонте в Неаполе — здесь будут Тициан, Рафаэль, Караваджо, Аннибале Карраччи. Поразительным может оказаться проект «Тату», который ГМИИ готовит совместно с парижским Музеем на набережной Бранли. Это около 150 произведений, от старых европейских гравюр до современных фотографий, представляющих феномен татуировки. Венцом года станет экспозиция «Джузеппе Арчимбольдо и его время». Работы художника XVI века (его «головы», сложенные из овощей и фруктов, известны каждому по репродукциям) приедут в Россию впервые.

«Выставки чрезвычайно важны для музея, — сказала директор ГМИИ Марина Лошак, — но они как косметика, наложенная на лицо. Суть нашей работы глубже, и часто она не очень заметна на первый взгляд». Среди важнейших достижений 2019 года Марина Лошак назвала наконец ставшую реальной возможность «вернуть» особняк Сергея Щукина в Знаменском переулке: идет диалог с Минобороны, которому принадлежит здание, и уже через два года ГМИИ сможет получить его в управление. Это, конечно, стало следствием сенсационного внимания, которое привлекла выставка «Щукин. Биография коллекции». «Мы осознанно сделали выставку такой, какой хотели, и я рада, что реакция на нее была такой страстной, — заметила директор музея (концепция и дизайн выставки вызвали живейшее обсуждение зрителей). Будущий год пройдет под знаком другого, не менее родного для ГМИИ персонажа. В Фонде Louis Vuitton в Париже — там, где в 2016 году впервые триумфально показали собрание Сергея Щукина, — осенью 2020-го представят «Собрание нового искусства Морозовых». В Москве выставка, посвященная Ивану Морозову, состоится в 2021 году.

Кстати, этот год — 2021-й — будет ключевым для формирования музейного квартала ГМИИ. Значительная часть грандиозных подземных работ — «цистерна», которая объединит здания, — уже закончена, и в ближайшее время строительство Депозитарно-реставрационного и выставочного центра выйдет на наземный этап; будет идти активная деятельность по созданию Галереи импрессионистов и постимпрессионистов и Дома текста. В 2021 году начнется «сложный и опасный» процесс переезда в новые помещения фондов музея, после чего главное здание закроется на реконструкцию.

Очень важным итогом Марина Лошак назвала создание направления «Пушкинский.Youth». Это не переименованный исторический «Клуб юных искусствоведов», а огромный проект, который позволяет пяти сотням детей проводить время в музее, участвовать в разных лабораториях и мастерских, слушать лекции, работать в коворкингах (на ближайшие время базой направления стал особняк Лопухиных).

«Очень сложно и очень воодушевляюще», — так директор ГМИИ охарактеризовала неожиданно случившееся в 2019 году слияние музея с Государственным центром современного искусства. Музей планирует очень активно использовать региональные филиалы ГЦСИ, сохраняя идентичность каждого; внимание будет сфокусировано, естественно, на современном искусстве и образовательных программах. Конкретики в проекте пока что мало (формально команда ГЦСИ вольется в ГМИИ только в будущем году). «В регионах нас ждут» — вот, пожалуй, самое главное из того, что Марина Лошак, сама участвующая в переговорах, готова была рассказать.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+