The Art Newspaper Russia
Поиск

МАММ провозгласил пространственную эру Лучо Фонтаны

Первая в Москве большая ретроспектива итальянского классика ХХ века, на которую привезли его знаковые произведения из ведущих музеев современного искусства Италии и частных собраний

Произведения Лучо Фонтаны (1899–1968) приезжали в Москву и Санкт-Петербург и раньше, в составе групповых выставок, а в 2006 году в Русском музее прошел его первый в нашей стране персональный показ 36 работ, привезенных из Музея нового и современного искусства Тренто и Роверето. 

Выставка в Мультимедиа Арт Музее (кураторы — Ольга Свиблова и Елена Джеуна), осуществленная в сотрудничестве с Фондом Лучо Фонтаны в Милане, заметно больше — 60 работ всех периодов творчества художника из итальянских музеев и частных собраний. То, что привезли довоенные работы Фонтаны, а не только знаменитые продырявленные и разрезанные холсты, делает эту выставку особым событием. «Его имя принято ассоциировать с единственным приемом — разрезами на монохромных холстах, но на самом деле уже с 1930-х годов он был одним из самых отважных художественных первопроходцев современности», — говорит историк искусства Лука Массимо Барберо, автор трехтомного каталога-резоне Фонтаны.

Лучо Фонтана родился в Аргентине в семье итальянцев-эмигрантов. Отец его был скульптором, в мастерской которого будущий художник получил первые навыки ремесла. Перебравшись в Милан, он поступил в Академию Брера (1927–1929), в мастерскую известного скульптора-символиста Адольфо Вильдта, но вскоре вышел из-под влияния учителя. «Черный человек» (1930) Фонтаны на его первой выставке в миланской галерее Milione уже говорил об интересе  молодого скульптора  к экспериментам с формой и цветом, которые не прекращались на все этапах его творчества. Экспериментировал он еще в 1930-е и с разными материалами, например с мозаикой. «Портрет Терезиты» (1940) на выставке — свидетельство виртуозного владения им этой древней техникой. Оттуда же его увлечение керамикой, представленной на московской выставке 12 покрытыми цветной глазурью «Распятиями».  Их экспрессивность и динамика отсылают к традиции барокко.

В 1947 году художник вернулся в Италию из Аргентины, куда уехал с началом войны, и в том же году вместе с группой единомышленников подписал «Первый пространственный манифест», провозгласивший новую эру, начавшуюся большими научными открытиями ХХ века, которые полностью меняют наши представления о мировом пространстве, на что не может не откликнуться и искусство. 

А уже через два года Фонтана начинает серию «Дыры» из продырявленных шилом монохромных холстов. «В отверстие, которое я проделываю, — объяснял художник, — просачивается бесконечность с другой стороны, и живопись более не нужна». 

В том же году в галерее Naviglio он создает и первую свою пространственную инсталляцию — из светящихся неоновых фигур, свисающих в темноте с потолка. Фонтана и здесь был среди первых. А серия «Разрезы» уже в конце 1950-х продолжила «пространственную» тему. На выставке она, в частности, представлена знаковой работой 1965 года. Белый холст с разрезом, а на обороте надпись рукой художника: «Мягкая / посадка / русских на Луну. Космическая эра».

На выставке есть и другие работы Фонтаны: «Кванты» (1959–1960) из фрагментов полотен, которые собираются в разных сочетаниях, «Маленькие театры» (1964–1966) из холстов в лаковых рамах-кулисах. В них, как на сцене, выступают причудливые биоморфные силуэты, перекликающиеся с предыдущей серией «Натура» — скульптур из бронзы и терракоты. Для Фонтаны они тоже связаны с космосом, попыткой «вдохнуть жизнь в бездвижную материю». 

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Лучо Фонтана. Ретроспектива
До 23 февраля

Материалы по теме
Просмотры: 3708
Популярные материалы
1
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
2
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
3
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
4
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
5
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
6
Полотно Айвазовского стало самым дорогим лотом, проданным Sotheby’s онлайн
Аукционный дом Sotheby’s провел онлайн-торги русским искусством, лидером которых стало полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив», приобретенное за £2,3 млн.
04 июня 2020
7
Павлу Никонову — 90!
Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит».
03 июня 2020
8
Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви
Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое.
04 июня 2020
9
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
10
Французские музеи поделились планами поэтапного открытия в июне и июле
Лувр собирается открыться 6 июля с соблюдением норм социального дистанцирования и с доступом к ограниченному выставочному пространству.
03 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru