The Art Newspaper Russia
Поиск

МАММ провозгласил пространственную эру Лучо Фонтаны

Первая в Москве большая ретроспектива итальянского классика ХХ века, на которую привезли его знаковые произведения из ведущих музеев современного искусства Италии и частных собраний

Произведения Лучо Фонтаны (1899–1968) приезжали в Москву и Санкт-Петербург и раньше, в составе групповых выставок, а в 2006 году в Русском музее прошел его первый в нашей стране персональный показ 36 работ, привезенных из Музея нового и современного искусства Тренто и Роверето. 

Выставка в Мультимедиа Арт Музее (кураторы — Ольга Свиблова и Елена Джеуна), осуществленная в сотрудничестве с Фондом Лучо Фонтаны в Милане, заметно больше — 60 работ всех периодов творчества художника из итальянских музеев и частных собраний. То, что привезли довоенные работы Фонтаны, а не только знаменитые продырявленные и разрезанные холсты, делает эту выставку особым событием. «Его имя принято ассоциировать с единственным приемом — разрезами на монохромных холстах, но на самом деле уже с 1930-х годов он был одним из самых отважных художественных первопроходцев современности», — говорит историк искусства Лука Массимо Барберо, автор трехтомного каталога-резоне Фонтаны.

Лучо Фонтана родился в Аргентине в семье итальянцев-эмигрантов. Отец его был скульптором, в мастерской которого будущий художник получил первые навыки ремесла. Перебравшись в Милан, он поступил в Академию Брера (1927–1929), в мастерскую известного скульптора-символиста Адольфо Вильдта, но вскоре вышел из-под влияния учителя. «Черный человек» (1930) Фонтаны на его первой выставке в миланской галерее Milione уже говорил об интересе  молодого скульптора  к экспериментам с формой и цветом, которые не прекращались на все этапах его творчества. Экспериментировал он еще в 1930-е и с разными материалами, например с мозаикой. «Портрет Терезиты» (1940) на выставке — свидетельство виртуозного владения им этой древней техникой. Оттуда же его увлечение керамикой, представленной на московской выставке 12 покрытыми цветной глазурью «Распятиями».  Их экспрессивность и динамика отсылают к традиции барокко.

В 1947 году художник вернулся в Италию из Аргентины, куда уехал с началом войны, и в том же году вместе с группой единомышленников подписал «Первый пространственный манифест», провозгласивший новую эру, начавшуюся большими научными открытиями ХХ века, которые полностью меняют наши представления о мировом пространстве, на что не может не откликнуться и искусство. 

А уже через два года Фонтана начинает серию «Дыры» из продырявленных шилом монохромных холстов. «В отверстие, которое я проделываю, — объяснял художник, — просачивается бесконечность с другой стороны, и живопись более не нужна». 

В том же году в галерее Naviglio он создает и первую свою пространственную инсталляцию — из светящихся неоновых фигур, свисающих в темноте с потолка. Фонтана и здесь был среди первых. А серия «Разрезы» уже в конце 1950-х продолжила «пространственную» тему. На выставке она, в частности, представлена знаковой работой 1965 года. Белый холст с разрезом, а на обороте надпись рукой художника: «Мягкая / посадка / русских на Луну. Космическая эра».

На выставке есть и другие работы Фонтаны: «Кванты» (1959–1960) из фрагментов полотен, которые собираются в разных сочетаниях, «Маленькие театры» (1964–1966) из холстов в лаковых рамах-кулисах. В них, как на сцене, выступают причудливые биоморфные силуэты, перекликающиеся с предыдущей серией «Натура» — скульптур из бронзы и терракоты. Для Фонтаны они тоже связаны с космосом, попыткой «вдохнуть жизнь в бездвижную материю». 

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Лучо Фонтана. Ретроспектива
До 23 февраля

Материалы по теме
Просмотры: 4136
Популярные материалы
1
Маленький оплот большого искусства
История Красного дома в Новогирееве предстает из наших дней эпической сагой о содружестве ярких, значительных художников: Владимира Фаворского, Ивана Ефимова, Дмитрия Жилинского, Иллариона Голицына, Дмитрия Шаховского и многих других.
25 ноября 2020
2
Игорь Шелковский получил первую Московскую Арт Премию
Новая премия в области современного искусства с призовым фондом в 33 млн рублей и спонсируемая московским правительством, определила своих победителей.
23 ноября 2020
3
Феникс ИНИОН возрождается
Подходит к концу реконструкция одного из крупнейших памятников брежневского модернизма — сгоревшей библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН. Здание восстанавливают по изначальному проекту, хотя и не без новаций.
24 ноября 2020
4
Sоtheby’s распродает Фаберже из Бруклинского музея, Гончарову и Левицкого
Серия аукционов русского искусства пройдет в начале декабря.
25 ноября 2020
5
Пушкинский музей готовит проекты с Грецией и Великобританией
Выставки, посвященные минойской цивилизации и постимпрессионистам, планируют показать в 2021 и 2023 годах.
25 ноября 2020
6
Алина Пинская: «Просветительская деятельность нужна, но живет галерея продажами»
Галерея «Палисандр» сменила название — теперь это Alina Pinsky Gallery, — и переехала с Трехгорки на Пречистенку. Мы встретились с владелицей галереи Алиной Пинской на новом месте, и она рассказала нам о ребрендинге и своем секрете успеха.
26 ноября 2020
7
Россия лидирует в контрабанде искусства
Но всё не так плохо: общие цифры по миру незначительны.
26 ноября 2020
8
Зачем фальсифицировать прошлое
Финансовая выгода — лишь одна из причин, толкающих людей на фальсификацию объектов исторического наследия. Ничуть не менее серьезными мотивами служат стремление к политической власти, славе и желание навязать свои убеждения.
23 ноября 2020
9
Московская международная биеннале молодого искусства: архив, планета Земля и язык тела
Часть выставки кураторских проектов Московской международной биеннале молодого искусства можно увидеть онлайн.
23 ноября 2020
10
Завершается реставрация в квартире, где родился и жил Иосиф Бродский
Двадцатилетняя история близится к финалу, хотя коммунальная квартира по-прежнему расселена не полностью.
25 ноября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru