The Art Newspaper Russia
Поиск

Лучо Фонтана. Все началось с надгробий

Ранние скульптурные опыты и декоративно-прикладные работы итальянского классика послевоенного искусства показывают в Мет-Бройер

Итальянский классик послевоенного искусства Лучо Фонтана (1899–1968) знаменит своими разрезанными и продырявленными холстами 1940–1960-х годов. Выставка в Мет Бройер раздвигает временные границы творчества Фонтана, обратившись к его ранним скульптурам и декоративно-прикладным вещам. 

Фонтана родился в Аргентине, в семье итальянского эмигранта, который был скульптором и держал мастерскую, где на заказ изготовлялись монументальные надгробия. Впервые на историческую родину Лучо приехал в 1906 году, чтобы учиться в школе, а когда началась Первая мировая, пошел добровольцем на фронт. В 1922 году вернулся в Аргентину и стал работать у отца, где и начал экспериментировать с разными материалами: гипсом, терракотой, сусальным золотом и мозаикой. 

В 1927 году Фонтана поступил в миланскую Академию Брера, где учился у известного скульптора Адольфо Вильдта, а также увлекся кубизмом под влиянием работ Ханса Арпа, Александра Архипенко и Осипа Цадкина. Уже тогда Фонтана сосредоточился на взаимо­связи формы и цвета в пространстве — темы, сформулированной в манифесте основанного им движения «Спациализм» в 1947 году. Дальше уже пошли серии «Дыры», начатые в 1949 году, затем «Разрезы», а после — эксперименты с использованием меди и алюминия. 

Ириа Кандела, куратор выставки, уверена, что именно ранние скульптурные опыты и работа с керамикой, в которых Фонтана экспериментировал с цветом и фактурой, стали основой для появления затем его холстов с «разрезами» и «дырами». Тем самым Фонтана как бы уничтожал традиционно установленные границы между живописью и скульптурой. «Более того, разрезав или просверлив холст, Фонтана откладывал нож и начинал руками придавать определенную форму этим разрезам и дырам. Так обычно работают скульпторы», — объясняет куратор.

В выставку помимо ранних и классических работ Фонтаны включены и его световые инсталляции, предполагающие полное погружение в них зрителя, как и реконструированная к выставке «Пространственная среда с красным цветом» (1967). Они, считает куратор, были хорошо известны в США в 1960-е, повлияв на творчество американских «спациалистов», таких как Джеймс Таррелл и Брюс Науман.  

Метрополитен-Бройер
Лучо Фонтана. На грани
До 14 апреля

Материалы по теме
Просмотры: 4043
Популярные материалы
1
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы, и, пока до 20 июля сайт не будет обновляться, предлагаем вспомнить некоторые из наших лучших материалов.
03 июля 2020
2
Ладно ль за морем иль худо?
Третья и четвертая волны художественной эмиграции — сначала из Советского Союза, потом из России — никогда еще не были описаны всесторонне и фундаментально. Попытку это сделать предприняла Зинаида Стародубцева.
03 июля 2020
3
Снова к морю
Роскошные отели сети Baglioni Hotels & Resorts в Пунта-Але предлагают уединенный отдых среди высоких сосен и белых песков на побережье Тосканы.
03 июля 2020
4
Bone, Эльза и Tiffany: полвека вместе
Tiffany & Co. представляет специальную серию легендарных браслетов Еlsa Рeretti Вone Сuff.
03 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru