The Art Newspaper Russia
Поиск

Лучо Фонтана. Все началось с надгробий

Ранние скульптурные опыты и декоративно-прикладные работы итальянского классика послевоенного искусства показывают в Мет-Бройер

Итальянский классик послевоенного искусства Лучо Фонтана (1899–1968) знаменит своими разрезанными и продырявленными холстами 1940–1960-х годов. Выставка в Мет Бройер раздвигает временные границы творчества Фонтана, обратившись к его ранним скульптурам и декоративно-прикладным вещам. 

Фонтана родился в Аргентине, в семье итальянского эмигранта, который был скульптором и держал мастерскую, где на заказ изготовлялись монументальные надгробия. Впервые на историческую родину Лучо приехал в 1906 году, чтобы учиться в школе, а когда началась Первая мировая, пошел добровольцем на фронт. В 1922 году вернулся в Аргентину и стал работать у отца, где и начал экспериментировать с разными материалами: гипсом, терракотой, сусальным золотом и мозаикой. 

В 1927 году Фонтана поступил в миланскую Академию Брера, где учился у известного скульптора Адольфо Вильдта, а также увлекся кубизмом под влиянием работ Ханса Арпа, Александра Архипенко и Осипа Цадкина. Уже тогда Фонтана сосредоточился на взаимо­связи формы и цвета в пространстве — темы, сформулированной в манифесте основанного им движения «Спациализм» в 1947 году. Дальше уже пошли серии «Дыры», начатые в 1949 году, затем «Разрезы», а после — эксперименты с использованием меди и алюминия. 

Ириа Кандела, куратор выставки, уверена, что именно ранние скульптурные опыты и работа с керамикой, в которых Фонтана экспериментировал с цветом и фактурой, стали основой для появления затем его холстов с «разрезами» и «дырами». Тем самым Фонтана как бы уничтожал традиционно установленные границы между живописью и скульптурой. «Более того, разрезав или просверлив холст, Фонтана откладывал нож и начинал руками придавать определенную форму этим разрезам и дырам. Так обычно работают скульпторы», — объясняет куратор.

В выставку помимо ранних и классических работ Фонтаны включены и его световые инсталляции, предполагающие полное погружение в них зрителя, как и реконструированная к выставке «Пространственная среда с красным цветом» (1967). Они, считает куратор, были хорошо известны в США в 1960-е, повлияв на творчество американских «спациалистов», таких как Джеймс Таррелл и Брюс Науман.  

Метрополитен-Бройер
Лучо Фонтана. На грани
До 14 апреля

Материалы по теме
Просмотры: 3712
Популярные материалы
1
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
2
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов.
20 февраля 2020
3
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
4
Михаил Суслов: «Сейчас очень хорошее время для коллекционеров и инвесторов»
Антиквар, владелец галереи «Трианон» и онлайн-аукциона «Артлот 24» Михаил Суслов рассказывает о том, как устроен арт-бизнес в России, своих планах открыть галерею в Москве и перспективах рынка русского искусства на родине и за рубежом.
25 февраля 2020
5
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
6
Страсть и смерть: любимые надоедливые модели
Биография Константина Сомова подвергается дальнейшему исследованию.
21 февраля 2020
7
Объявлены лауреаты VIII Премии The Art Newspaper Russia
В Москве при поддержке ювелирной компании Mercury состоялась церемония награждения Премией The Art Newspaper Russia. Представляем лауреатов в интересных цифрах и фактах.
26 февраля 2020
8
Улица Альберта и вокруг: в сердце рижского модерна
Рига — уникальный город, где каждое третье здание построено в стиле модерн. Кварталы причудливых доходных домов начала XX века расположены совсем рядом со средневековым центром города.
21 февраля 2020
9
Археологи прибавили Туле 100 лет
С 21 февраля в Тульском кремле работает выставка археологических находок «Неизвестная Тула».
21 февраля 2020
10
Харинг и Баскиа снова вместе
Ретроспектива двух мегазвезд современного искусства проходит в Национальной галерее Виктории в Мельбурне.
21 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru