18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

За гробовой доской: мучения грешников и отдых праведников

№78
Материал из газеты

Музей Андрея Рублева представляет выставку «Другое измерение» про смерть и загробную жизнь

Важнейшие сюжеты в любой из религий — смерть и загробная жизнь — собственных тематических выставок удостаиваются редко. Издержки современной атеистической эпохи, которая, не получив от религии инструментов смирения со смертью, старается этой пугающей темы избегать. Проект в Музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева заполняет эту лакуну самой что ни на есть ортодоксальной формой — показом того, как изображали смерть в христианском искусстве. То есть старались ее понять и вообразить, путем познания контролировать ее и не бояться, готовясь к загробной жизни. 
Перед зрителем предстанут иконы и рукописные книги, а также западноевропейские гравюры (оказывавшие влияние на православное искусство). Произведения из фондов самого музея, из Государственной Третьяковской галереи и Российской государственной библиотеки, а также из частных собраний и церквей, например собрания русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного, покажут, как душа человеческая расстается с телом, как ее забирают ангелы или бесы и что происходит с ней дальше. 

Около 100 произведений рассказывают о главном лице христианской истории и Его Воскресении, а также о последних минутах святых и обычных людей, как праведников, так и грешников. На иконе «Образ предсмертного покаяния» предстает умирающий, над которым проводят положенные обряды, а гравюра «Плачу и рыдаю егда помышляю смерть» на текст стихеры из заупокойного канона демонстрирует размышления верующего над скелетами и гробами. 

Впервые выставлена датированная и ранее не экспонировавшаяся шитая плащаница «Христос во гробе» (1731) Устиньи Лихаревой из собрания музея. «Памяти смертной» как подготовке к переходу в загробную жизнь посвящена картина из Егорьевского художественного музея, где изображен усопший иеромонах Нафанаил, насельник Задонской пустыни, тело которого положили в гроб, подготовленный им самим за десять лет до кончины. Выставка рассказывает и о том, что происходит с душой на том свете: мучения грешников в преисподней или отдых праведников в райском саду — весь спектр того, чего ожидают православные после своей смерти.

Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева
Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве
22 ноября – 26 января 2020

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+