18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Рублева могут выселить из Андроникова монастыря

Русская православная церковь вновь заявила о желании получить ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, где находится Музей имени Рублева. В ответ Союз музеев России потребовал изменений в закон о передаче имущества религиозным организациям

«Президиум Союза музеев России должен в очередной раз отметить, что постоянное возникновение подобных проблем, угрожающее самому существованию ряда музеев, означает, что Федеральный закон № 327-ФЗ „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности“ требует существенных доработок в плане гарантии сохранения культурных ценностей и музеев», — говорится в постановлении организации, где рассчитывают совместно с Министерством культуры РФ провести консультации и разработать предложения по возможным поправкам. Так же, как и в случаях с Владимиро-Суздальским и Кирилло-Белозерским музеями-заповедниками, Союз музеев России планирует рассмотреть вопрос на заседании своей комиссии по сотрудничеству музеев с религиозными организациями.

«Мы знаем о таком обращении патриарха в Росимущество от подведомственного Минкультуры Музея имени Рублева, — цитирует пресс-служба министерства слова Владислава Кононова, директора департамента музеев. — Вопрос уже обсуждался на недавнем заседании президиума Союза музеев в Ярославле. Мы также знаем, что в музейном сообществе существует определенное напряжение в связи с формулировками действующего закона „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности“. Сам вопрос о передаче Спасо-Андроникова монастыря церкви очень сложный и нуждается в тщательной проработке. Мы рекомендуем его вынести на ближайшее заседание комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом. Решения этой комиссии всегда снимали острые вопросы — уверен, что так будет и на этот раз».

Впервые о том, что церковь собирается получить основанный в XIV веке Спасо-Андроников монастырь, в Спасском соборе которого сохранились фрагменты фресок Андрея Рублева, заговорили в 2017 году. Вскоре была представлена новая концепция развития Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (основан на территории монастыря в 1940-е годы), согласно которой он получал главный дом и северный флигель бывшей городской усадьбы Хрящева — Шелапутиных, а также бывший жилой дом по соседству, в связи c чем его общая площадь увеличилась в пять раз, до 4,9 тыс. кв. м. В новые здания планировалось перенести всю музейную инфраструктуру: хранилища, реставрационные мастерские, хозяйственные и административные службы. Также там должны были разместиться музейный магазин, отдел экспертизы, образовательный и научно-просветительский отделы. При этом не исключалось, что на исторической территории возобновятся службы и появится древлехранилище, а все вместе, по словам директора Музея имени Рублева Михаила Миндлина, должно было стать «примером государственно-церковного партнерства». Под проведение выставок и организацию постоянной экспозиции в новых зданиях пространств запланировано не было, сейчас все происходит на территории монастыря.

Вместе с тем, как сообщил ТАСС пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, в РПЦ не видят почвы для конфликта в вопросе передачи ей зданий Спасо-Андроникова монастыря — «совершенно точно все будет в рамках закона, который предписывает передавать имущество религиозного назначения религиозной организации».

«Соответствующее письмо патриарха (Росимуществу. — TANR) имеет все необходимые для этого обоснования», — резюмировал он.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+