The Art Newspaper Russia
Поиск

Бастионы просят огня

Новый федеральный музей-заповедник «Владивостокская крепость» приступает к освоению исторических объектов военного назначения

В столице Дальнего Востока (этот статус Владивосток перенял у Хабаровска в 2018 году) сейчас идет основательное переформатирование музейного ландшафта. Триггером послужило создание Государственного музея-заповедника «Владивостокская крепость» — первого и пока единственного за Уралом музея федерального подчинения. Фраза Владимира Путина «Мне кажется это интересным», произнесенная в декабре того же 2018-го, привела к ряду организационных последствий. В феврале 2019 года такой музей был действительно образован приказом Министерства культуры, в июне его внесли в список юридических лиц, а месяцем позже открыли бюджетное финансирование. Возглавил новую институцию Виктор Шалай, директор Приморского государственного объединенного музея имени В.К.Арсеньева. Согласно представленной «дорожной карте», это учреждение также переходит из краевого подчинения в федеральное. 

История крепости неразрывно связана с историей города. В 1860 году по указанию Николая Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири, был основан военный пост Владивосток. Вскоре сюда перевели Сибирскую флотилию, что повлекло за собой создание портовой инфраструктуры. Пограничный порт и поселение, теперь уже в статусе города, требовали усиленной охраны — и в конце 1870-х началось строительство оборонительной линии на подступах к бухте Золотой Рог со стороны моря. Господствующие высоты на прилегающих островах планомерно занимали бетонные форты и береговые батареи. Со временем такого рода строительство перекинулось и на материковую часть. 

Правда, в ходе Русско-японской войны 1904–1905 годов обнаружились некоторые просчеты в проектировании: укрепления Порт-Артура, во многом аналогичные владивостокским, не выдержали осады. Однако пойти на приступ Владивостока японцы все же не решились. Выводы из минувшей военной кампании были сделаны стремительно, и к началу Первой мировой эта военно-морская крепость стала одной из самых мощных в мире. Хотя уже считаные десятилетия спустя она почти утратила оборонительное значение. И все-таки до 1992 года фактически все ее объекты оставались в ведении Министерства обороны и были засекречены. Да и сам город считался тогда закрытым.

В начале 1990-х среди жителей Владивостока стали зреть пожелания в духе «надо что-то делать с крепостью». Однако никаких централизованных и цивилизованных решений долгое время не принималось. Десятки сооружений, разбросанных на обширном пространстве, жили разными судьбами: какие-то по-прежнему эксплуатировались военными, другие использовались в коммерческих целях, что-то и вовсе оказалось заброшенным. Теперь музей «Владивостокская крепость» занят «собиранием земель», то есть перепиской по вопросам собственности. Как выразился в разговоре с корреспондентом The Art Newspaper Russia Вадим Серков, первый заместитель директора музея, «этим объектам нужен нормальный хозяин, который будет их охранять и приводить в порядок».

С отдельными территориями, исторически входившими в состав фортеции, военное ведомство не готово расстаться и сегодня. Однако по ряду объектов из списка Мин­обороны сейчас устанавливаются договоренности на предмет их передачи новому музею. Есть и два других крупных собственника, с которыми тоже ведутся переговоры, — это Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) при Министерстве культуры и администрация города.

По словам Виктора Шалая, процесс идет с немалыми затруднениями. «К объектам крепости, подлежащим музеефикации, мы относим те, которые находятся в государственном реестре памятников, — говорит директор музея. — Их больше 120, и это даже не конечная цифра. Сейчас все они распределены между разными собственниками, и в каждом случае есть свои сложности. В частности, возникает ощущение, что администрация Владивостока не испытывает однозначного желания передать все объекты в федеральное ведение для их использования в рамках музея-заповедника». 

Пока не решены, хотя бы частично, имущественные вопросы, у руководства нового музея во многом связаны руки. «Жаль, что время уходит, — продолжает Виктор Шалай. — Каждый следующий шаг нужно завязывать на сезон, потому что Приморье — очень „сезонозависимый“ регион. Любая бюрократическая затяжка отодвигает нас от цели еще на полгода как минимум».

Впрочем, тактические проблемы не отменяют стратегических планов. При любом развитии событий, считает Виктор Шалай, работать нужно поэтапно. «Примерно 25–30 объектов придется выделить как приоритетные — те, что обладают максимальной привлекательностью. Они в качестве локомотива должны вытянуть за собой остальной массив». 

Лидерами в деле музеефикации могут стать форт № 1, форт Поспелова, Новосильцевская и Великокняжеская береговые батареи. В их пользу говорит не только неплохая сохранность, но и транспортная доступность. В 2012 году были введены в строй два больших вантовых моста — Золотой и Русский, так что до некоторых сооружений крепости из центра города сейчас легко добраться. С точки зрения музейщиков, это объекты первого порядка.

«Крепость открывает широчайшее поле возможностей — от акустики, которой обладают большие форты, и значит, там можно проводить музыкальные фестивали, до фестивалей ландшафтного искусства. У каких-то объектов имеется очень хороший рекреационный потенциал — особенно если учесть, что во Владивостоке почти нет городских парков», — делится перспективами директор музея.

Хотя есть и специфика, ограничивающая полет фантазии. «Эти объекты строились для войны, а не для удобства посетителей. Казематы крепости сложно привести к музейным нормам по климату и так далее. Широкомасштабных экспозиций там ожидать не стоит, такую работу лучше вести в нормальных музейных залах. А в крепости придется обыгрывать интерьеры в инсталляционном духе, может быть, свето-звуковом, перформативном. Как туда вдохнуть жизнь, подчеркнуть красоту этих объектов, добиться определенного музейного переживания — мы придумаем». 

Просмотры: 1416
Популярные материалы
1
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
2
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
3
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
4
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
5
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
6
Полотно Айвазовского стало самым дорогим лотом, проданным Sotheby’s онлайн
Аукционный дом Sotheby’s провел онлайн-торги русским искусством, лидером которых стало полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив», приобретенное за £2,3 млн.
04 июня 2020
7
Павлу Никонову — 90!
Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит».
03 июня 2020
8
Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви
Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое.
04 июня 2020
9
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
10
Французские музеи поделились планами поэтапного открытия в июне и июле
Лувр собирается открыться 6 июля с соблюдением норм социального дистанцирования и с доступом к ограниченному выставочному пространству.
03 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru