18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От корзины до башни: путь инженера Шухова

№77
Материал из газеты

Музей архитектуры анонсировал выставку соавтора Киевского вокзала и ГМИИ им. А.С.Пушкина как «крупнейший показ творчества Шухова за последние 25 лет»

Талантливейший русский инженер Владимир Шухов (1853–1939) был автором многих изобретений, его вклад в развитие отечественной промышленности огромен, но и в культуру значителен. Музей архитектуры анонсировал его выставку как «крупнейший показ творчества Шухова за последние двадцать пять лет». И материала для такого показа собрано из музеев и архивов достаточно — на семь залов анфилады особняка на Воздвиженке. 

Самое известное его сооружение — Шуховская башня на Шаболовке, московская достопримечательность и памятник русского авангарда. Она по многим параметрам символ своего времени: от гиперболоидной формы, изобретенной Шуховым и отвечающей идеалам функционализма, до обстоятельств строительства (была задумана выше Эйфелевой, построена почти вдвое ниже — 160 м, но все равно была самой высокой в стране; металл был использован плохого качества, во время строительства в 1921 году случилось обрушение, за что Шухов был обвинен в саботаже и приговорен к расстрелу, но по окончании работ прощен. 

Впервые примененные Шуховым гиперболоидные конструкции и сетчатые перекрытия — центральный сюжет выставки. Гиперболоидные конструкции, идею которых инженеру подсказали плетеные корзины, показаны в развитии — от первой башни на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде до радиобашни на Шаболовке, а всего их по шуховским проектам было создано 40. Сводчатые конструкции подробно рассмотрены на примере цеха металлургического завода в Выксе (работа 1897 года).

Отдельная тема — вклад Шухова в развитие российской нефтяной промышленности. В 1897 году он руководил строительством первого в стране нефтепровода от места добычи до Баку. Придумал цилиндрические резервуары для хранения нефти, впервые разработал установку для крекинга. Стальные нефтеналивные баржи тоже его изобретение.

В экспозицию включены также проектные материалы, чертежи, макеты, фотографии. Кое-что показано впервые.

собенность конструкций Шухова — их эстетичность. «Что красиво смотрится, то прочно», — говорил он. Функционализм, требующий слияния формы и функции, у истоков которого стоял Шухов, развивается до наших дней — этому развитию посвящен заключительный раздел выставки. Он демонстрирует пространственные конструкции и сводчатые перекрытия в современной архитектуре. «Шухов. Формула архитектуры» — международный проект, в нем приняли участие немецкие и швейцарская институции.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Шухов. Формула архитектуры 
22 октября – 19 января 2020

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+