The Art Newspaper Russia
Поиск

Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку

«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске

Ретроспектива Василия Поленова, открывшаяся на Крымском Валу во вторник, представила произведения его самого, а также работы художников его круга, в частности полотно, охарактеризованное на этикетке как «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке» кисти Александра Головина (1890-е, частное собрание, Москва). Именно оно, возможно, является работой, пропавшей из Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова во время боевых действий. 

В каталоге грозненского музея аналогичная работа фигурирует как «А.Я.Головин. Араб. Этюд. Х., м. 56 х 46» (инв. № Ж-95). Также, согласно Реестру пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей Министерства культуры РФ, эта картина публиковалась под названием «Портрет индуса» (дата регистрации в реестре — 09.07.2000, регистрационный номер 4350).

По словам известного коллекционера Сергея Подстаницкого, который опознал экспонат и опубликовал по этому поводу обращение в Facebook, он уже один раз видел эту работу в стенах Третьяковской галереи. В 2014 году «Портрет Татевосяна» из частной коллекции был представлен на выставке Александра Головина. Тогда Подстаницкий, по его собственным словам, «посоветовал музейным коллегам довести до сведения владельца истинное происхождение вещи, поскольку она была украдена из Грозненского музея во время боевых действий». «Картину с выставки тут же убрали... но, похоже, ГТГ решила повторно наступить на те же грабли. И сегодня эта картина красуется уже на выставке Поленова!» — пишет коллекционер. 

Более того, в книжной лавке Третьяковской галереи продается каталог «Вернем Грозному музей», где опубликована эта же картина. В беседе с The Art Newspaper Russia Сергей Подстаницкий подтвердил свое заявление. 

На запрос нашего издания из Национального музея Чеченской Республики (являющегося правопреемником Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова) ответили, что им известно об этом факте. Однако пока каких-либо комментариев музей давать не будет, хотя проблема и имеющиеся данные переданы на обсуждение в научный совет.

Пресс-служба Третьяковской галереи на запрос нашей газеты сообщила, что информация явилась для музея сюрпризом и сейчас сотрудники занимаются изучением этого вопроса. «Мы не приняли бы данное полотно на выставку, если бы его документы не были на 100% чистыми. В настоящий момент снимать портрет с выставки Поленова мы не собираемся. Данная картина действительно была на выставке Головина в 2014 году. Однако на выставке произведений из чеченского музея, которая проходила в ГТГ до чеченской войны, ее, как мы проверили, не было, то есть в другой имущественной ипостаси этот портрет у нас не находился. Пока мы занимаемся составлением подробной справки о картине и сведением всей имеющейся у нас информации», — рассказала Анна Котляр. 

Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. П.З.Захарова был разграблен во время боевых действий 1994–1996 годов. К этому моменту его коллекция составляла около 4 тыс. предметов, из них почти 1 тыс. картин. Во время первой чеченской войны здание музея было превращено в огневую точку, из окон велся обстрел улиц. Позже оно пострадало от авиационного налета, однако к этому моменту многих произведений искусства внутри уже не было: первыми исчезли коллекции драгметаллов и исторического холодного оружия, картины выносили или, как было видно по оставшимся в музее рамам, вырезали из них ножами. Сотрудники МЧС извлекли из-под завалов здания около 500 картин. Самые пострадавшие были переданы на реставрацию в Москву во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря. По сведениям «Российской газеты», другие были возвращены чеченской стороне — в их числе были работы Петра Захарова, Архипа Куинджи, Франца Рубо. Эта группа произведений пострадала или была утрачена уже во время второй чеченской войны 1999–2000 годов. Позже некоторые из картин были обнаружены на черном рынке и даже в каталогах западных аукционов. На выставке «Сокровища России», прошедшей в московском Манеже в 2018 году, были представлены несколько полотен, вернувшихся в коллекцию грозненского музея. Среди них — «Портрет графа Н.А.Зубова» кисти Степана Щукина (?) и «Натюрморт с медовыми сотами в вазе» Фомы Торопова. Портреты графа Николая Зубова и его жены графини Натальи Зубовой кисти Александра Молинари были сняты с русских торгов Sotheby’s в 2001 году. Картины выставил на аукцион гражданин Франции, добросовестный приобретатель. Позже портреты вернули России. Полотно Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» до сих пор находится на реставрации в Центре им. Грабаря.

Материалы по теме
Просмотры: 13921
Популярные материалы
1
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
2
Общежитие для 27 музеев в Новой Москве
В конце года в Новой Москве начнется строительство крупнейшего в России музейно-выставочного комплекса — объединенного хранилища 4 федеральных и 23 столичных музеев.
29 октября 2020
3
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
4
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
5
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
6
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
7
Крупнейшие галеристы объединились для продажи коллекций целиком
Речь идет о работе по продаже коллекций, масштаб и стоимость которых по силам только Christie’s или Sotheby’s.
27 октября 2020
8
Объединиться, чтобы выжить
Объявлено о создании Ассоциации галерей — некоммерческой инициативы, направленной на поддержку деятельности галерей в России.
28 октября 2020
9
Абырвалг: рыбное дело в зеркале концептуалистов
В Центре Вознесенского открылся специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», посвященный современной интерпретации эстетики московского концептуализма.
28 октября 2020
10
Размежеваться и окрепнуть
Экспертная комиссия предложила правительству Германии ликвидировать Фонд прусского культурного наследия — крупнейшее в стране художественное объединение. Президент фонда согласен с необходимостью реформ, но обвинения в адрес институции отвергает.
28 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru