The Art Newspaper Russia
Поиск

Наивность — оружие пролетариата

В книге «Примитив в квадрате» Надежда Мусянкова рассказывает, как советская власть искала место для художников-самоучек в общесоюзной культурной иерархии

В последние десятилетия привычно стало пользоваться понятиями вроде «ар-брют» и «искусство аутсайдеров» применительно к непрофессиональным художникам в целом. Во многих случаях такая терминология правомерна, но отнюдь не всегда. И уж точно она неприложима к описанию советской культурной политики. Здесь необходимы другие слова: примитив, наив, любительство, самодеятельность, народное творчество. Хотя и они требуют известной осторожности — сообразно эпохе.

О том, как изобразительную самодеятельность встраивали в ту самую культурную политику СССР, рассказывает монография Надежды Мусянковой «Примитив в квадрате». Если кто-то усмотрит в названии намек на супрематизм, то ошибется лишь отчасти. Действительно, был в истории недолгий период, когда стихийное творчество масс пытались сопрячь с установками авангарда. Но вообще-то квадрат здесь — фигура умозрительная, подразумевающая, что любительское искусство в Стране Советов очутилось в некоем схематическом поле, ограниченном четырьмя структурами — разной степени казенности. Книга пестрит громоздкими наименованиями и аббревиатурами, характерными для 1920–1930-х годов (этому отрезку уделено главное внимание), и порой кажется, что автор тут несколько перегибает. Однако без учета бюрократических обстоятельств тему раскрыть невозможно, на что Мусянкова указывает совершенно недвусмысленно: «Самодеятельность была инструментом государственной политики, а вовсе не стихийным движением на местах».

Соответствующие иерархии выстроились не сразу, и первый советский опыт работы с художниками-самоучками выглядит довольно противоречивым. Например, с явной симпатией описана в книге ситуация внутри художественной студии при Институте народов Севера в Ленинграде — здесь деликатно и бережно пытались приобщать к изобразительной культуре бывших охотников и оленеводов: ненцев, селькупов, хантов, чукчей, нанайцев. В результате появилось целое созвездие «севфаковцев», которым даже устраивали выставки в крупнейших музеях страны. Но все чаще стали звучать критические суждения: мол, студийцев наставляют на путь эстетизации архаики вместо того, чтобы приучать их к отображению нового, социалистического образа жизни. В итоге студию реформировали до неузнаваемости. 

Или вот еще один сюжет, тоже ленинградский. В сентябре 1925 года при Доме политпросвещения имени Герцена открылись Изомастерские рабочей молодежи (ИЗОРАМ), положившие начало разветвленному клубному движению. Инициатором был Моисей Бродский, который пригласил к сотрудничеству воспитанников Казимира Малевича, «уновисовцев» Илью Чашника, Эдуарда Криммера, Дмитрия Санникова. Целью ставилось «содействие агитационно-массовой пропаганде советского строя», а приоритетом провозглашалось коллективное творчество. Таким образом, согласно автору книги, «происходило соединение „левого“ метода в искусстве с пролетарским содержанием». Изорамовцы мечтали о том, чтобы не просто встроиться в официальный дискурс, а даже отчасти его формировать. Но у партии имелись другие виды на культурную политику, и в 1932 году ИЗОРАМ отодвинули на обочину, хотя формально не упразднили.

Тогда же канул в Лету и другой амбициозный проект — Всесоюзное объединение художников-самоучек (ОХС), опекаемое Ассоциацией художников революционной России (АХРР). Правда, культивировавшийся там формат работы с непрофессионалами не был целиком отброшен, многое пригодилось в дальнейшем. В частности, прижилось заочное обучение искусству по переписке (автор книги не отказывает себе в удовольствии привести отдельные колоритные цитаты наподобие такой: «Простите, что рисунки объедены тараканами и клопами, ничего не поделаешь, пролетариат!»).

одхвачены были и установки ОХС на максимальную централизацию самодеятельности. Но с некоторыми прежними идеями пришлось расстаться. Еще недавно Николай Точилкин, бывший портной, вознесенный в руководство ОХС, формулировал: «Самоучка все задуманное выполняет, главным образом, по своему внутреннему классовому чутью». Подобные постулаты теперь категорически отметались. «С начала 1930-х гг. произведения самоучек не считались самодостаточными композициями, — пишет Надежда Мусянкова. — К ним можно было относиться только с одной позиции — как к резерву профессионального искусства, а к художникам-самоучкам — как к недоучившимся профессионалам, нуждающимся в строгих указаниях и поучениях».

Оплотом и главным координатором всей изобразительной самодеятельности в стране стал Всесоюзный дом народного творчества имени Крупской. Это ведомство, своего рода «министерство наивных искусств», регламентировало подопечную «отрасль» много лет. Пожалуй, апофеозом его деятельности можно считать музей подарков Сталину, располагавшийся в здании ГМИИ имени Пушкина с 1949 по 1953 год. К производству верноподданнических поделок и свелась тогда система воспитания самоучек.

Хотя как раз из недр ВДНТ имени Крупской родился впоследствии знаменитый ЗНУИ (Заочный народный университет искусств), в 1960-е годы ставший «прибежищем либералов» и распространителем уникальных педагогических методик. Впрочем, глава про ЗНУИ не выглядит фундаментальной, она словно дописана после остальных ради широты хронологического охвата. Зато о «прививках реализма» и прочих изысках сталинской эпохи действительно рассказано «в лицах и фактах».  

Просмотры: 2556
Популярные материалы
1
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
2
Общежитие для 27 музеев в Новой Москве
В конце года в Новой Москве начнется строительство крупнейшего в России музейно-выставочного комплекса — объединенного хранилища 4 федеральных и 23 столичных музеев.
29 октября 2020
3
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
4
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
5
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
6
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
7
Объединиться, чтобы выжить
Объявлено о создании Ассоциации галерей — некоммерческой инициативы, направленной на поддержку деятельности галерей в России.
28 октября 2020
8
Крупнейшие галеристы объединились для продажи коллекций целиком
Речь идет о работе по продаже коллекций, масштаб и стоимость которых по силам только Christie’s или Sotheby’s.
27 октября 2020
9
Абырвалг: рыбное дело в зеркале концептуалистов
В Центре Вознесенского открылся специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», посвященный современной интерпретации эстетики московского концептуализма.
28 октября 2020
10
Новый «крестовый поход» на культуру? Деятели культуры пожаловались президенту
Возрождение Росохранкультуры, проблемы реставрации и сокращение бюджета обсудил президент РФ на заседании Совета по культуре и искусству.
29 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru