The Art Newspaper Russia
Поиск

Художники заняли место собаки Павлова

В Музее науки Института физиологии имени Ивана Павлова в Колтушах проходит научно-художественная акция «Новая антропология»

Пятнадцать российских художников, работающих в области технологического искусства, саунд-арта, медиаарта и фотографии, приняли участие в проекте «Новая антропология» к 170-летию великого физиолога, первого российского лауреата Нобелевской премии Ивана Павлова. Результатом стала новая экспозиция в Музее науки в Колтушах в Ленинградской области, расположенном на территории первого советского наукограда, где ученый проводил свои знаменитые опыты на собаках.

Историческая планировка и антураж лабораторий полностью сохранены, как и квартира академика Павлова на втором этаже корпуса. Под инсталляции, объекты саунд- и медиаарта отведен первый. Куратор проекта, ведущий координатор музейных конкурсов фонда некоммерческих программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Ирина Актуганова и организаторы из Техно-арт-центра отобрали из нескольких десятков заявок самые интересные — 6 из 15 принятых к реализации проектов сделаны вместе с учеными Института физиологии им. И.П.Павлова, 4 созданы благодаря консультациям с его сотрудниками, а еще 5 являются сайт-специфик-инсталляциями.

В экспозиции представлен, например, совместный проект Тo Bee (можно перевести как «Быть пчелой») двух художниц, Натальи Федоровой и Елены Никоноле, и ученого Татьяны Зачепило из лаборатории генетики высшей нервной деятельности, предлагающий понять язык пчел и их реакцию на различные запахи. Как рассказала Наталья Федорова, запахи груши и апельсина, приятные для человека, у пчел вызывают разную степень тревоги: запах груши заставляет их собираться в группы, аромат апельсина сильно раздражает насекомых и отпугивает их от объекта. «Мы пытаемся перевести способ коммуникации пчел в понятные для человека образы, — говорит художница. — Запахи — это столкновения различных представлений о мире у пчел и человека. И если мы поймем язык пчел на этом уровне, мы сможем сообщать им нужную информацию. Например, о том, что где-то поблизости используются опасные для их жизни гербициды. Или можем пометить сотовую вышку раздражающим их запахом, чтобы они не погибли от электромагнитного излучения».

Самой внушительной из представленных проектов стала работа петербурженки Людмилы Беловой «Ожидание». Одна ее часть — инсталляция в том самом помещении, куда для опытов приводили собак и где, по замыслу художницы, до сих пор обитают тени собак и лаборантов, работавших с ними. В наушниках звучат голоса людей, рассказывающих о том, как они общались с животными, на кафельных стенах написаны клички первых подопытных собак, а на затененное окно вверху проецируется двигающаяся тень большой собаки. Другая часть проекта — художественная и научная мастерская-лаборатория, из которой в неизвестное пространство выходит полупрозрачная дверь. За ней — будущее и науки, и всего человечества, но вход туда закрыт, и увидеть свое будущее невозможно — можно лишь уловить бледную тень антропоморфного существа, иногда возникающую в проеме.

«Меня до слез тронул проект Люды Беловой, — говорит Олеся Туркина, искусствовед и куратор, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея. — Голоса сотрудников, пустота, отсутствие человека и тень собаки вызывают щемящее чувство, потому что человек должен сочувствовать живому существу. Возможно, это место очень важно именно для этого — чтобы пережить сострадание и сочувствие».

Художник Юрий Дидевич и ученый Дарья Подвигина из группы физиологии сенсорных систем приматов создали проект «Кибернетическая обезьяна». Они записали большое количество электроэнцефалограмм, загрузили их в компьютерные нейронные сети, и теперь посетители музея могут через компьютерную программу пообщаться с виртуальной обезьяной.

Московская художница Анастасия Алехина, работающая в технологических жанрах искусства на пересечении разных дисциплин, предложила проект «Кожно-оптическое восприятие», в основе которого лежат исследования академика Алексея Леонтьева о возможности возникновения у человека «кожного зрения». Алехина предлагает зрителям посмотреть на мир через собственные пальцы, на каждый из которых надета миниатюрная видеокамера.

Как рассказала Ирина Гавриленко, замдиректора по развитию Института физиологии, проект «Новая антропология» поселился в Музее науки в Колтушах на два года, посмотреть его может любой желающий по предварительной записи. В будущем институт рассчитывает на продолжение сотрудничества с художниками. «Это наш первый опыт работы с художниками, мы его будем осмысливать и анализировать, — говорит Гавриленко. — Многие годы наш институт был закрытым учреждением, а эта программа заставила нас открыть свои двери широкой публике. И то, что мы сейчас включаемся в художественно-просветительскую деятельность, очень хорошо».

Просмотры: 1310
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Русскую живопись о Великой Отечественной войне представили в Манеже
Ретроспектива отечественного искусства на тему войны начинается с Лентулова и завершается Виноградовым & Дубосарским
06 ноября 2019
3
Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский
Аукционный дом Christie’s показывает в Москве топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 25 ноября.
08 ноября 2019
4
Картины из ИРРИ нашлись в Подмосковье
Работы Георгия Нисского, Исаака Бродского, Александра Дейнеки и других авторов, вывезенные из основанного Алексеем Ананьевым Института русского реалистического искусства вопреки судебному запрету, обнаружены на складе в Домодедове.
08 ноября 2019
5
MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства
Аукционный дом празднует 15-летие выставкой в усадьбе Зубовых, где представлены произведения Наталии Гончаровой, Александра Самохвалова, Бориса Григорьева и других.
07 ноября 2019
6
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
7
Музей Леопольда в Вене заново открывает Рихарда Герстля
Художник, предшественник экспрессионистов Оскара Кокошки и Эгона Шиле, покончил с собой в 25. Его работы зрители впервые увидели спустя десятилетия.
06 ноября 2019
8
Ирина Могилатова: «Я воинствующий эстет»
Коллекционер и владелица галереи Mirra, открывшейся выставкой классика итальянского дизайна Джо Понти в собственном пространстве на Спиридоновке, рассказала, зачем собирает и продает предметы коллекционного дизайна середины ХХ века и не только.
06 ноября 2019
9
Питер де Хох выходит из тени своего конкурента
Поскольку работ де Хоха в Делфте не сохранилось, на выставку в Музее Принсенхоф привезли около 30 картин художника из других голландских и международных музеев.
07 ноября 2019
10
По завету Йоко Оно
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о том, как арт-терапия, подобно медитации, помогает пережить ноябрьскую хандру.
06 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru