The Art Newspaper Russia
Поиск

Советское выступило рельефно

Обновление Центрального павильона ВДНХ преподнесло реставраторам сюрприз — долгое время скрытое под обшивкой монументальное панно 1953 года.

Когда в завершающем парадную анфиладу Центрального павильона ВДНХ зале Мира была демонтирована фанерная обшивка, под ней было обнаружено монументальное панно — рельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!». Специалисты были удивлены, что это масштабное произведение, десятилетия скрытое от глаз, сохранилось, да еще и в неплохом состоянии (сбито лишь несколько голов персонажей). Горельеф создавался в самый разгар эпохи прославления Сталина скульптурной мастерской под руководством Евгения Вучетича (при участии П.3.Фридмана, Л.Д.Муравина, Н.П.Белугина, Д.И.Никитина, Г.Н.Постникова и архитектора А.Ф.Великанова). Известно, что скульпторы работали над произведением, призванным олицетворять всю мощь сталинской эпохи, три года и завершили труд к 1953-му. Площадь рельефного панно составляет 90 м², оно выполнено из подкрашенного гипса; по приемам и композиции вещь вполне сопоставима даже со скульптурными рельефами итальянского Возрождения, отчасти служившими первообразами для советских ваятелей. Вновь открытый главный художественный экспонат ВДНХ, выстроенный по принципу линейной перспективы, изображает торжественное шествие более полутора тысяч советских граждан под знаменами. Фоном демонстрации служат архитектурные, вполне узнаваемые, сооружения социализма: высотка, гидроэлектростанция и даже Шуховская башня. В толпе людей видны представители разных профессий, о чем можно судить по атрибутам труда; в композиции немало военных и спортсменов. Три десятка персонажей, идущие в авангарде, имели реальных прототипов из числа высокопоставленных граждан Советского Союза и представителей элиты. Пожилой человек впереди слева явно напоминает академика Ивана Павлова, нарядная дама — актрису Аллу Тарасову, узбек с цветком хлопка — лауреата Сталинской премии Назарали Ниязова. Исторический парадокс, напрямую отразившийся на судьбе произведения Евгения Вучетича, заключался в том, что к моменту окончания работы над рельефом он слегка утратил актуальность, ибо на повестке дня уже стояла борьба с культом личности и с архитектурными излишествами. Народ у Вучетича бодро марширует под знаменами, на которых были изображены профили Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В 1960-е годы все профили, кроме ленинского, были закрашены. Вместо советского герба в руках рабочего на переднем плане появился младенец-путто, символ торжества мира при коммунизме.

Статья написана по материалам аудиогида, созданного кандидатом искусствоведения М.М.Силиной для юбилейной выставки в Центральном павильоне ВДНХ.

Материалы по теме
Просмотры: 4220
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru