The Art Newspaper Russia
Поиск

Родные «Пенаты» Ильи Репина празднуют юбилей

Усадьба Ильи Репина «Пенаты» под Петербургом, один из главных адресов в биографии художника, 80 лет назад стала музеем

Знаменитый художник стал одним из «хедлайнеров» в 2019 году — не столько по причине полукруглой даты, 175-летия со дня рождения, сколько из-за фундаментальной ретроспективной выставки, уже завершившейся в Третьяковке и ожидаемой в Русском музее. Очередная волна интереса к этой фигуре заставляет вспомнить о месте, где Репина чтут постоянно, невзирая на конъюнктуру.

«Впервые идея открыть музей в „Пенатах“ возникла у Натальи Нордман, второй жены Ильи Ефимовича, еще в начале XX века, — рассказывает Татьяна Бородина, заведующая музеем-усадьбой. — Она в своем завещании писала, что после смерти художника хотела бы видеть здесь его музей». 

Усадьбу в поселке Куоккала Репин приобрел в 1899 году, жительствовал здесь с 1903-го, а окончательно обосновался в 1908-м. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов — хранителей домашнего очага. Репин сам сделал эскиз фигур этих богов, чьи изображения посетители музея и сегодня могут видеть на воротах в парк. Первоначально жилой дом был совсем небольшим, одноэтажным. В 1905 году его перестроили — возвели второй этаж. Чтобы в мастерских было побольше света, Илья Ефимович решил установить стеклянный потолок и обратился за помощью к профессору Николаевской инженерной академии Вадиму Стаценко. Вскоре мастерские и другие комнаты получили стеклянные крыши-пирамиды. На первом этаже разместились скульптурная мастерская и жилые комнаты: кабинет хозяина, гостиная, столовая и веранда. На втором — летняя и зимняя мастерские. Репин прожил в усадьбе 30 лет, здесь он умер и здесь же был похоронен. В 1918 году Карельский перешеек отошел к Финляндии, за границу к Репину из Советской России приезжали друзья и коллеги-художники. После его смерти значительная часть художественного наследия и архивы оставались в «Пенатах», где до 1939 года жили его старшая дочь Вера и единственный сын Юрий, тоже ставший художником. Потом они уехали в Финляндию, оставив практически все имущество, а Куоккала, как и весь Карельский перешеек, стала частью СССР.

Вскоре было принято решение об открытии в усадьбе музея Репина как филиала Академии художеств; первых посетителей он принял 18 июня 1940 года. Летом 1941-го коллекцию нового музея перевезли в Академию художеств, и это спасло наследие художника от уничтожения: в годы войны в «Пенатах» располагался штаб финской армии, и советская артиллерия вела по нему прицельный огонь. Усадьба сгорела, сохранилась лишь могила Репина. Музей вновь открылся только 24 июля 1962 года.

Основу коллекции музея-усадьбы «Пенаты» составляют работы Ильи Ефимовича, его учеников, включая сына Юрия, а также мемориальные предметы. «В наших фондах хранятся работы Репина, с самых ранних до последних, — рассказывает Татьяна Бородина. — Например, у нас есть его последний автопортрет 1920 года. А еще великолепная коллекция графики, мы показываем ее на юбилейной выставке, которая продлится до 28 октября. Покажем эскиз к „Государственному совету“, портрет Малявина, несколько поздних вещей, которые очень ценятся». 

Сейчас «Пенаты» являются памятником культурно-исторического наследия федерального значения и входят в охранный список ЮНЕСКО как часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». 

Просмотры: 3398
Популярные материалы
1
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
2
Общежитие для 27 музеев в Новой Москве
В конце года в Новой Москве начнется строительство крупнейшего в России музейно-выставочного комплекса — объединенного хранилища 4 федеральных и 23 столичных музеев.
29 октября 2020
3
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
4
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
5
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
6
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
7
Объединиться, чтобы выжить
Объявлено о создании Ассоциации галерей — некоммерческой инициативы, направленной на поддержку деятельности галерей в России.
28 октября 2020
8
Крупнейшие галеристы объединились для продажи коллекций целиком
Речь идет о работе по продаже коллекций, масштаб и стоимость которых по силам только Christie’s или Sotheby’s.
27 октября 2020
9
Абырвалг: рыбное дело в зеркале концептуалистов
В Центре Вознесенского открылся специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», посвященный современной интерпретации эстетики московского концептуализма.
28 октября 2020
10
Размежеваться и окрепнуть
Экспертная комиссия предложила правительству Германии ликвидировать Фонд прусского культурного наследия — крупнейшее в стране художественное объединение. Президент фонда согласен с необходимостью реформ, но обвинения в адрес институции отвергает.
28 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru