18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Родные «Пенаты» Ильи Репина празднуют юбилей

№77
Материал из газеты

Усадьба Ильи Репина «Пенаты» под Петербургом, один из главных адресов в биографии художника, 80 лет назад стала музеем

Знаменитый художник стал одним из «хедлайнеров» в 2019 году — не столько по причине полукруглой даты, 175-летия со дня рождения, сколько из-за фундаментальной ретроспективной выставки, уже завершившейся в Третьяковке и ожидаемой в Русском музее. Очередная волна интереса к этой фигуре заставляет вспомнить о месте, где Репина чтут постоянно, невзирая на конъюнктуру.

«Впервые идея открыть музей в „Пенатах“ возникла у Натальи Нордман, второй жены Ильи Ефимовича, еще в начале XX века, — рассказывает Татьяна Бородина, заведующая музеем-усадьбой. — Она в своем завещании писала, что после смерти художника хотела бы видеть здесь его музей». 

Усадьбу в поселке Куоккала Репин приобрел в 1899 году, жительствовал здесь с 1903-го, а окончательно обосновался в 1908-м. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов — хранителей домашнего очага. Репин сам сделал эскиз фигур этих богов, чьи изображения посетители музея и сегодня могут видеть на воротах в парк. Первоначально жилой дом был совсем небольшим, одноэтажным. В 1905 году его перестроили — возвели второй этаж. Чтобы в мастерских было побольше света, Илья Ефимович решил установить стеклянный потолок и обратился за помощью к профессору Николаевской инженерной академии Вадиму Стаценко. Вскоре мастерские и другие комнаты получили стеклянные крыши-пирамиды. На первом этаже разместились скульптурная мастерская и жилые комнаты: кабинет хозяина, гостиная, столовая и веранда. На втором — летняя и зимняя мастерские. Репин прожил в усадьбе 30 лет, здесь он умер и здесь же был похоронен. В 1918 году Карельский перешеек отошел к Финляндии, за границу к Репину из Советской России приезжали друзья и коллеги-художники. После его смерти значительная часть художественного наследия и архивы оставались в «Пенатах», где до 1939 года жили его старшая дочь Вера и единственный сын Юрий, тоже ставший художником. Потом они уехали в Финляндию, оставив практически все имущество, а Куоккала, как и весь Карельский перешеек, стала частью СССР.

Вскоре было принято решение об открытии в усадьбе музея Репина как филиала Академии художеств; первых посетителей он принял 18 июня 1940 года. Летом 1941-го коллекцию нового музея перевезли в Академию художеств, и это спасло наследие художника от уничтожения: в годы войны в «Пенатах» располагался штаб финской армии, и советская артиллерия вела по нему прицельный огонь. Усадьба сгорела, сохранилась лишь могила Репина. Музей вновь открылся только 24 июля 1962 года.

Основу коллекции музея-усадьбы «Пенаты» составляют работы Ильи Ефимовича, его учеников, включая сына Юрия, а также мемориальные предметы. «В наших фондах хранятся работы Репина, с самых ранних до последних, — рассказывает Татьяна Бородина. — Например, у нас есть его последний автопортрет 1920 года. А еще великолепная коллекция графики, мы показываем ее на юбилейной выставке, которая продлится до 28 октября. Покажем эскиз к „Государственному совету“, портрет Малявина, несколько поздних вещей, которые очень ценятся». 

Сейчас «Пенаты» являются памятником культурно-исторического наследия федерального значения и входят в охранный список ЮНЕСКО как часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+