Что обусловило ваш интерес к индустриальной теме? Есть ли какие-то личные привязки?
В детстве моей любимой книгой был пятый том детской 12-томной энциклопедии, под названием «Техника». Мой отец — заслуженный строитель РФ, и я был воспитан на его рассказах о стройках 1960–70-х годов. А еще, как и многие дети того времени, я очень любил разные технические кружки во Дворце пионеров и школьников. Это определило мой технический склад ума, несмотря на то что в моей семье людей, непосредственно связанных с машиностроением, не было. Как только я переступил порог ЗИЛа, сразу почувствовал невероятную тягу к 50-тонным кранам, на которые можно подняться и детально изучить их конструкцию. Прессовое оборудование, сложнейшие станки и котлы ТЭЦ, машины — во все это было вложено гигантское количество сил, энергии, опыта, профессионализма наших отцов, дедов и прадедов! По специальности я инженер-программист, и меня очень вдохновила инженерная сложность и техническая красота этих объектов.
Как вы видите свою выставку в контексте Уральской индустриальной биеннале, что для вас меняется от помещения ее в этот контекст?
Участие в биеннале очень меня вдохновляет и наполняет проект большой дополнительной силой внимания зрителей. Я постоянно думаю о необходимости сохранения и переосмысления увиденного. Время неумолимо — и техническая революция меняет подходы к производству. Тема биеннале — «Бессмертие» — определила мое решение представить проект для участия, и я очень рад, что комиссар биеннале Алиса Прудникова приняла его. Бессмертие ЗИЛа, энергии и атмосферы этого завода и является целью проекта.
Как вы в целом оцениваете программу биеннале (если что-то успели увидеть), какие работы (или направления) кажутся наиболее интересными?
Я впервые участвую в таком мероприятии, и мне оно показалось очень интересным и масштабным. Удалось посмотреть и основной проект, и другие, специальные проекты. Тему бессмертия каждый рассматривает по-разному. Были очень интересные проекты о том, как насыщенно время и как быстро оно проходит, и в целом об окружающем нас мире.
Можете описать, если можно так выразиться, свою траекторию развития как художника, вписав в нее и этот проект?
Для меня как художника проект «Социалистический сюрреализм» является качественно новым шагом. Ведь в этом проекте столько смысла, образов, поводов для размышления, переосмысления. Я уверен, что зритель сможет испытать всю гамму чувств: и иронию, и грусть, и удивление, и восхищение — все то, что мы испытываем в нашей жизни!
Я думаю, мои последующие работы будут, скорее всего, связаны с осмыслением исторического опыта, поиском непроявленных взглядов на уже привычные процессы, объекты или факты нашей жизни. Одним словом, то, что может остановить зрителя перед работой — и предложить ему размышление, анализ, удовольствие и новизну взгляда.
Куратор выставки Артем Логинов пишет, что ваш проект касается не только прошлого, но и будущего. Разделяете ли вы эту мысль? Если да, не могли бы пояснить ее?
Я, безусловно, разделяю эту мысль. Она была одной из отправных точек проекта. Ведь то, что для нашего поколения было понятным, оказывается совсем неизвестным для наших детей. Проводя однажды экскурсию по моей выставке для школьников, я столкнулся с тем, что ребята просто не знают, что означает ЗИЛ! А ведь этот завод был крупнейшим машиностроительным предприятием страны. Таким «городом в городе». Речь о сохранении и использовании в каждом дне чувства гордости за достижения наших отцов и дедов. В этом и заключается ответ на вопрос о том, что мы берем в будущее, кем мы себя хотим в нем видеть. И я думаю, что внес свой вклад в решение этой проблемы.
Прошлое, настоящее и будущее — весьма относительные категории, как и в целом понятие времени. Находясь в настоящем, человек может жить прошлым или грезить о будущем. Я хотел бы побудить зрителя сформировать новый образ прошедшей эпохи. Мне было важно создать принципиально иную легенду, которая станет для потомков источником эмоционального восприятия давно ушедших лет. В причудливом сочетании картинок и тенденций различной временной направленности как раз и формируется сюрреалистическая реальность проекта, сочетающего достоверную правду с художественным вымыслом.