The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей архитектуры ищет отличия между итальянским и русским конструктивизмом

Специальная выставка посвящена сравнению двух зданий и двух эпох в архитектуре сталинского Советского Союза и муссолиниевской Италии

Московский Клуб имени Зуева, построенный в 1927–1929 годах, и появившийся на год раньше жилой дом «Новокомум» в итальянском городе Комо — два знаменитых проекта, знаковых для истории архитектуры ХХ века. В них есть формальное сходство, самое очевидное  — остекленные цилиндрические объемы в угловой части зданий. Но если Илья Голосов (1883–1945) спроектировал цилиндр как образную доминанту, самый эффектный элемент сложносоставного сооружения, то у Джузеппе Терраньи (1904–1943) цилиндр не выходит за плоскую крышу пятиэтажного дома, так что пафоса в нем куда меньше. 

Выставка в Музее архитектуры не только сравнивает две постройки, появившиеся почти одновременно, показывая и проектные, и архивные материалы, но и рассказывает о путях утверждения модернизма при Сталине в Советском Союзе и Муссолини в Италии. 

Тема эта до сих пор мало изучена, так что выставке, которая сначала, в июне этого года, проходила в Комо, предшествовала научная конференция итальянских и российских исследователей архитектуры. На московской выставке параллельно показывают еще фильм с выступлениями участников конференции, так что есть возможность понять в деталях, насколько близки были поиски архитекторов в двух странах при двух тоталитарных режимах и в чем были различны их отношения с властью. 

Джузеппе Терраньи — самый известный из итальянских архитекторов-рационалистов, член «Группы 7». Участники группы ратовали за новаторство, неразрывное с национальной традицией. За свою недолгую жизнь Терраньи построил в Комо несколько зданий, в истории архитектуры остались два — «Новокомум» и Каза дель Фашио. Рационализм стал господствующим стилем при Муссолини.

Илья Голосов спроектировал Клуб им. Зуева, напротив, в лучшую пору своей долгой карьеры, на протяжении которой он увлекался разными стилями, но в историю вошел конструктивистскими постройками. Когда же новаторы были побеждены традиционалистами и архитектура при Сталине повернулась к прошлому, Голосов стал неоакадемистом. 

Терраньи после постройки «Новокомума» подвергся резкой критике именно за схожесть своего дома с советским клубом. Итальянский архитектор мечтал побывать в СССР, но оказался там лишь в 1941 году, воевал под Сталинградом.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Терраньи и Голосов: Новокомум в Комо — Клуб им. Зуева в Москве. Сходства и параллели в авангарде
5 сентября – 3 ноября

Материалы по теме
Просмотры: 2412
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
5
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
6
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
7
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
8
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
9
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
23 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru