The Art Newspaper Russia
Поиск

Шестьдесят свидетелей

Из архива Г.К.
Из архива Г.К.

Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР: Сборник материалов / Редактор-составитель Г. Кизевальтер. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Георгий Кизевальтер собрал слишком много свидетельств о неофициальной художественной жизни в 1980-е годы.

Возможно, кому-то эта книга покажется деконструктивной, не создающей ясной или хотя бы адекватной картины эпохи», — пишет во вступительной статье к сборнику его составитель, участник многих описываемых в нем событий Георгий Кизевальтер, надеясь, что верный образ может сложиться в голове читателя. Но как можно понять картину, написанную 60 (или около того) авторами? Целое неминуемо съедается частностями, и картина не складывается. Кроме художников и критиков, за перо здесь взялись писатели, философы, композитор, сценарист и кинорежиссер. В основном известные, некоторые уже не с нами (в сборник включены фрагменты разных лет). Например, давнее и короткое интервью, взятое у художника Эдуарда Штейнберга в 1982 году для сборника По мастерским, который Кизевальтер делал вместе с художником Вадимом Захаровым.

Большинство же текстов подготовлены специально для этой книги. Каждый из приглашенных по-своему откликнулся на предложение составителя. Понятно, что философ Евгений Барабанов опубликовал статью о художественном андерграунде в контексте политической ситуации в стране, сразу оговорив, что прямых соответствий между жизнью страны и ее непризнанных художников не было. Еще серьезнее решали поставленную задачу супруги-теоретики Виктор и Маргарита Тупицыны и композитор Владимир Мартынов. Скульптор Борис Орлов сдобрил свой рассказ анекдотами вроде «Вот вы объясняетесь на собачьем языке, — обратился как-то Илья Кабаков к Д. А. Пригову, — не боитесь ли вы сами особачиться?». Анекдоты вообще украшают книгу, но многие, к сожалению, о т н е с л и с ь к поставленной задаче без юмора. Большинство рассказчиков и интервьюируемых подчеркивают , что 1980-е делятся на доперестроечные годы, продолжающие 1970-е, и перестроечные. То есть на жизнь в подполье и время нечаянных надежд. Интервью худрука Государственного центра со- временного искусства Леонида Бажанова так и называется: Восьмидесятые были полны отчаяния, но закладывали перспективы. Однако для художника Ивана Чуйкова перестройка ознаменовалась в основном возможностью продавать сделанное иностранцам. Вадим Захаров кокетливо пишет: «Чтобы обратить на себя внимание, личность должна быть окружена легендами, раскрашена яркими красками, скандальными выставками, экстравагантными атрибутами, то есть — «Все на сцену!». Мне, честно говоря, хочется побыть единственным зрителем в пустом зале, без всяких прикидов, поз и комментариев». Мифологизация прошлого, его раскрашивание утомляет и раздражает, но объективная коллективная картина времени без прикидов, поз и комментариев может оказаться и совсем скучной.

Просмотры: 2928
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
5
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
6
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
7
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
8
Ретроспектива Хаяо Миядзаки станет первой выставкой в Музее Академии кинематографических искусств
Иммерсивная выставка погрузит посетителей в анимационные миры японского мультипликатора в новом музее, который строится в Лос-Анджелесе по проекту Ренцо Пьяно.
15 сентября 2020
9
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
10
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru