18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шестьдесят свидетелей

Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР: Сборник материалов / Редактор-составитель Г. Кизевальтер. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Георгий Кизевальтер собрал слишком много свидетельств о неофициальной художественной жизни в 1980-е годы.

Возможно, кому-то эта книга покажется деконструктивной, не создающей ясной или хотя бы адекватной картины эпохи», — пишет во вступительной статье к сборнику его составитель, участник многих описываемых в нем событий Георгий Кизевальтер, надеясь, что верный образ может сложиться в голове читателя. Но как можно понять картину, написанную 60 (или около того) авторами? Целое неминуемо съедается частностями, и картина не складывается. Кроме художников и критиков, за перо здесь взялись писатели, философы, композитор, сценарист и кинорежиссер. В основном известные, некоторые уже не с нами (в сборник включены фрагменты разных лет). Например, давнее и короткое интервью, взятое у художника Эдуарда Штейнберга в 1982 году для сборника По мастерским, который Кизевальтер делал вместе с художником Вадимом Захаровым.

Большинство же текстов подготовлены специально для этой книги. Каждый из приглашенных по-своему откликнулся на предложение составителя. Понятно, что философ Евгений Барабанов опубликовал статью о художественном андерграунде в контексте политической ситуации в стране, сразу оговорив, что прямых соответствий между жизнью страны и ее непризнанных художников не было. Еще серьезнее решали поставленную задачу супруги-теоретики Виктор и Маргарита Тупицыны и композитор Владимир Мартынов. Скульптор Борис Орлов сдобрил свой рассказ анекдотами вроде «Вот вы объясняетесь на собачьем языке, — обратился как-то Илья Кабаков к Д. А. Пригову, — не боитесь ли вы сами особачиться?». Анекдоты вообще украшают книгу, но многие, к сожалению, о т н е с л и с ь к поставленной задаче без юмора. Большинство рассказчиков и интервьюируемых подчеркивают , что 1980-е делятся на доперестроечные годы, продолжающие 1970-е, и перестроечные. То есть на жизнь в подполье и время нечаянных надежд. Интервью худрука Государственного центра со- временного искусства Леонида Бажанова так и называется: Восьмидесятые были полны отчаяния, но закладывали перспективы. Однако для художника Ивана Чуйкова перестройка ознаменовалась в основном возможностью продавать сделанное иностранцам. Вадим Захаров кокетливо пишет: «Чтобы обратить на себя внимание, личность должна быть окружена легендами, раскрашена яркими красками, скандальными выставками, экстравагантными атрибутами, то есть — «Все на сцену!». Мне, честно говоря, хочется побыть единственным зрителем в пустом зале, без всяких прикидов, поз и комментариев». Мифологизация прошлого, его раскрашивание утомляет и раздражает, но объективная коллективная картина времени без прикидов, поз и комментариев может оказаться и совсем скучной.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+