The Art Newspaper Russia
Поиск

Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре

Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака

Реставраторы закончили один из этапов работ над Изенгеймским алтарем, самым знаменитым произведением мастера Северного Возрождения Маттиаса Грюневальда. За последние четыре месяца специалисты удалили большую часть старого лака с 4 из 11 библейских сцен, и в июле произведения вернулись в экспозицию городского Музея Унтерлинден в Кольмаре на востоке Франции. Разница между расчищенными композициями — изображающими нападение бесов на святого Антония, его встречу со святым Павлом Фивейским, Рождество и концерт ангелов — и теми, что еще ждут обработки, потрясает.

Хотя экспертиза, проведенная в Научно-исследовательском и реставрационном центре музеев Франции, показала, что алтарь в целом находится в на удивление хорошей сохранности, до обработки отреставрированные сцены были покрыты толстым слоем пожелтевшего лака, а некоторые их участки потемнели из-за ионов меди, входящих в состав зеленого пигмента.

Теперь на них снова видны пальма в пустыне и пихты в горах, маленькие черные бесы, скачущие по небу, и очаровательный херувим, глядящий из окна на ангела-музыканта, которому вернули оригинальную нежность пастельных тонов. Энтони Понтабри, возглавляющий группу реставраторов, говорит, что толщину лака удалось уменьшить с 30 до приблизительно 8 микрон.

Посетители кольмарского музея также смогут увидеть участки с пробной расчисткой на досках, еще ждущих обработки. Труднее всего будет реставрировать большое распятие, которое сейчас гораздо темнее остальных картин.

Вторая группа реставраторов очистила располагавшиеся в центральной части алтаря деревянные скульптуры святого Антония и апостолов авторства Николаса Хагенауэра, обнаружив на них остатки старинной полихромии. Всего в реставрации скульптурной группы и картин, а также деревянных досок и рам занято более 30 человек. Ожидается, что работы завершатся в 2022 году.

Реставрация началась в 2018-м, через семь лет после того, как с одной из картин без какого-либо предварительного научно-технического анализа попытались снять почти весь лак всего за несколько дней. Тогда работы приостановил лично министр культуры Франции. Как отмечает Понтабри, та реставрация не нанесла серьезного ущерба, хотя расчистка и была «довольно неровной». Сейчас для расчистки самых темных участков, по его словам, используется гель нового поколения с добавлением наночастиц.

Кроме того, картины обследовали при помощи оптического когерентного томографа, который Научно-исследовательский и реставрационный центр музеев Франции приобрел в 2017 году. Этот аппарат, чаще всего используемый в офтальмологии, может создавать трехмерные изображения, дающие точную информацию о внутренней структуре красочных и лаковых слоев толщиной всего 0,003 мм. Первые тесты устройства центр провел при участии Хайды Лян из Ноттингемского Трентского университета на «Иоанне Крестителе» Леонардо да Винчи. По словам Венсана Детайя, который отвечает за это направление исследования алтаря, система оборудована лазером и «позволяет контролировать снятие лака в реальном времени», благодаря чему удается исключить контакт растворителя с красочными слоями. «Если раньше реставраторы полагались на свою интуицию, то теперь мы можем выразить это „ощущение“ в точных цифрах», — говорит он.

Просмотры: 2466
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
4
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru