18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Греческий скульптор Такис скончался на 94-м году жизни

Творчеством этого художника-самоучки, исследовавшего действие магнитного поля в своих кинетических работах, восхищались Дюшан и американские поэты-битники

Греческий скульптор Панайотис Вассилакис, известный под псевдонимом Такис, скончался на 94-м году жизни.

«Обладая острым и смелым умом, неисчерпаемым воображением, изобретательностью и подлинной страстью к своему делу, Такис постоянно исследовал новые горизонты не только изобразительного искусства и науки, но и музыки и театра, раздвигая границы искусства», — говорится в сообщении о смерти художника, опубликованном его фондом. Авторы текста подчеркивают, что Такис был «истинным первопроходцем, новатором, легендой».

Родившийся 29 октября 1925 года художник известен прежде всего кинетическими произведениями, созданными с использованием магнитного поля, света и звука. Тейт Модерн, где сейчас идет его персональная выставка, называет Такиса «одним из наиболее самобытных голосов в Европе 1960-х годов». Его талантом изобретателя восхищались Марсель Дюшан, американские поэты-битники и Уильям С. Берроуз.

Художник-самоучка, Такис переехал в Париж в 1950-е. Тогда же он начал исследовать энергию магнитного поля и ее возможности. Увлекшись технологическими новинками эпохи, в период с 1954 по 1958 год Такис создал первые скульптуры из серии «Сигналы» — тонкие и гибкие шесты с небольшими найденными объектами или лампочками наверху, чуть покачивающиеся под действием ветра или других факторов окружающей среды. На их создание Такиса вдохновил опыт ожидания поезда на вокзале в Кале, когда он сидел на станции и наблюдал за тем, как огни зажигаются и гаснут «в джунглях из железа». Одну из таких скульптурных групп минувшим летом установили в водоеме в ближнем пригороде Парижа Дефансе.

За «Сигналами» последовали телемагнитные скульптуры (1958) и музыкальные скульптуры (1965–1966). Позднее Такис стал создавать произведения с использованием магнетизма и технологии радиолокации, производящие «космические» звуки при взаимодействии со зрителем. В 1960 году он провел совместную акцию с поэтом Синклером Бейлсом. Облаченный в шлем поэт читал стихи, «паря» в воздухе под действием электромагнитного излучения созданной Такисом скульптуры.

В конце 1960-х Такис получил грант на совместное исследование с сотрудниками Массачусетского технологического института. В добавок к созданию электромагнитных скульптур он изучил гидродинамическую энергию и начал делать гидромагнитные скульптуры. Глубоко погрузившись в область пересечения искусства, науки и технологий, он зарегистрировал несколько патентов на свои работы.

Такис также создавал картины с парящими над поверхностью абстрактными элементами и получил главный приз на Парижской биеннале в 1985 году. В числе его выставок — ретроспектива в Национальной галерее Же-де-Пом в 1993-м и персональный показ в Пале-де-Токио в 2015-м.

Материалы по теме:
Все, что движется
Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+