The Art Newspaper Russia
Поиск

Нижний Новгород готов принять «Инновацию» снова

Вручение премии «Инновация» впервые с 2005 года прошло за пределами Москвы и практически совпало с другой сенсацией — объявлением о вхождении ГЦСИ, учредителя премии, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина

Сенсационное решение перенести одно из главных художественных событий из Москвы в Нижний Новгород было связано сразу с несколькими обстоятельствами. Это прежде всего кризис в Государственном центре современного искусства, учредителе премии (Министерство культуры выделяет порядка 6 млн руб. в основном на призовой фонд, это шесть номинаций по 500 тыс. руб. лауреату). Несколько лет назад ГЦСИ был, несмотря на сопротивление и уход в отставку его ключевых фигур, включен в РОСИЗО, а через три года в самом РОСИЗО последовал ряд громких скандалов и увольнений. В какой-то момент было даже объявлено о создании новой премии «Традиция» — очевидно, в пику «Инновации», но к началу этого года стало понятно, что РОСИЗО вообще не до каких премий и проведение «Инновации» под угрозой. Вот тогда подключился филиал ГЦСИ в Нижнем, и конкурс удалось все-таки провести.

Филиал в Нижнем Новгороде — самый крепкий, старейший, стараниями директоров Анны Гор и Любови Сапрыкиной, отвоевавших у военных здание Арсенала XIX века, обладающий одним из лучших и крупных выставочных пространств в нашей стране. Но, похоже, решающим для переноса «Инновации» стало желание губернатора Нижегородской области Глеба Никитина ее у себя принять. 

Находящийся в должности меньше года, он уже успел заслужить себе репутацию руководителя, открытого к новациям. Показательно, что лужайку у губернаторской резиденции в Нижегородском кремле стрижет не садовник с тарахтящей бензокосилкой, а какой-то умный робот, на которого сбегаются посмотреть дети. Губернатор пригласил Эмира Кустурицу поучаствовать в праздновании 800-летия Нижнего в следующем году, построив в области творческую этнодеревню, как на родине музыканта и режиссера. А церемонию «Инновации» было решено провести на самом, пожалуй, видном и знаковом месте города — стрелке. 

Там, где Волга сливается с Окой

Пространство стрелки впервые за долгое время было расчищено от хозяйственных построек — теперь там, неподалеку от нового стадиона, построенного к чемпионату мира по футболу, во всей ажурной красе можно видеть металлические конструкции пакгаузов павильонов знаменитой Всероссийской промышленной выставки, проходившей в Нижнем в 1896 году. Именно тогда город посетил Николай II, к его приезду была запущена первая в России трамвайная линия и фуникулеры. Пакгаузы, случайно обнаруженные пару лет назад, чуть было не снесли, но общественность их отстояла. Теперь в одном из этих пакгаузов устроена импровизированная концертная площадка под открытым небом, где и проходила церемония.

В своей приветственной речи губернатор отметил символический смысл этого события — и поблагодарил «градозащитников, активистов, краеведов, влюбленных в свой край, которые открыли эти конструкции для общества, настояли, чтобы это наследие было сохранено для потомков». От себя лично губернатор вручил специальный приз — месячную резиденцию в Нижнем Новгороде — Свете Шуваевой, номинированной в разделе «Художник года». И выразил желание повторить премию и в следующем году.

Так как одновременно на стрелке проводили первый музыкальный фестиваль «Стрелка», церемония прошла в сопровождении оркестра Нижегородской филармонии и звезд оперы, исполнявших партии из «Кармен». Члены международного жюри предваряли объявление лауреатов музыкальным номером — Яра Бубнова щипала струны арфы, Антон Белов, директор музея «Гараж», взял в руки барабанные палочки, а Дэвид Эллиот встал на дирижерское место. 

Впрочем, из-за проливного дождя церемонию пришлось сократить, и лауреатам не дали возможности высказаться. Что было очень обидно, так как многие заготовили речи, как, например, Глеб Напреенко, получивший приз в номинации «Книга года» (ее поддерживает фонд «U-Art: ты и искусство») за сборник эссе «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса». Он хотел посвятить речь памяти своего соавтора, безвременно ушедшей в возрасте 36 лет Александры Новоженовой. Было что сказать и другим лауреатам. Хотелось бы, чтобы в следующий раз их не лишали этого права.

Правда, своим авторитетом советник президента Владимир Толстой вывел-таки на сцену лауреата во внеконкурсной номинации «За вклад в развитие современного искусства», которым, ко всеобщему ликованию, стал Леонид Бажанов, когда-то и пробивший в Минкульте создание Государственного центра современного искусства и бывший его художественным руководителем вплоть до присоединения к РОСИЗО. Леонид Александрович говорил о том, что главное, что ему удалось создать, — это не институции, а люди, сообщество профессионалов. Вспомнил, как купался на стрелке в 1965 году с компанией горьковских художников. И пошутил, что теперь уже никто не упрекнет его в коррупции, так как он работает в другом месте (Высшая школа экономики). 

Почетный приз «За поддержку современного искусства в России» получил Владимир Потанин, награду приняла директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.

Комиксы про номинантов

Выставка номинантов, открытая в Арсенале, дает возможность узнать побольше о том, что сделано в современном искусстве России за год. Куратор выставки Алиса Савицкая, сотрудница Волго-Вятского филиала ГЦСИ (таков официальный статус Арсенала), остроумно решила проблему подобных экспозиций, связанную с тем, что на суд зрителей и жюри подаются не столько отдельные произведения, сколько целые выставочные или образовательные проекты, которые невозможно воспроизвести иначе как в документации. И обычно выставки номинантов грешат обилием разношерстных «уголков» с фото и отдельными объектами. В этот раз куратор пожертвовала информативностью ради стройности впечатления, заказав нижегородским художникам Максиму Трулову и Ксюше Ласточке нечто вроде комикса, в картинках которого излагается суть той или иной истории, а рядом есть QR-код с отсылкой на сайт проекта. Скажем, если речь идет о выставке «Генеральная репетиция», то герой комикса смотрит в театральный бинокль, а если персонаж зависает в каске над заводом с дымящей трубой, то это — «Страсти по Мартену», который показали на «Арт-овраге». 

Этот перформанс, посвященный остановке последней большой мартеновской печи в Европе, которая вплоть до марта прошлого года функционировала на Выксунском металлургическом заводе в Нижегородской области, стал победителем в номинации «Проект года». Действо в заводском цеху, включавшее оперу, танец и вербатим, было придумано московской командой — режиссером Анной Абалихиной, художником Ксенией Перетрухиной и композитором Алексеем Сысоевым. Решение жюри совпадает с последней мировой модой — напомним, что на Венецианской биеннале «Золотого льва» тоже получила опера-перформанс в павильоне Литвы. В то же время оно льстит хозяевам — нижегородцам. Выбор нельзя не признать удачным, хотя у «Мартена» были очень сильные конкуренты — и та же «Генеральная репетиция» (совместный проект Московского музея современного искусства, фонда V-A-C и фонда Cadist), трехчастная выставка, где три команды кураторов поочередно выстраивали абсолютно разные экспозиции из одного и того же набора произведений, и яркий московский проект художественной мимикрии-диалога с мастерами прошлого Евгения Антуфьева «Когда искусство становится частью ландшафта» — его «напарниками» стали скульптор, «русский Роден» Сергей Коненков и нонконформист Дмитрий Краснопевцев, и мощная выставка сайнс-арта с участием 20 художников из 10 стран «Новое состояние живого» в Перми. 

Вообще, границы номинаций достаточно условны. Так, в «региональный проект» может попасть и выставка столичных штучек, как, например, «Артикул и Бахила» Ирины Кориной и Светы Шуваевой в Казани (к ней было выпущено одноименное цифровое приложение), и выставка «Метагеография: ориентализм и мечты Робинзонов», созданная при участии Третьяковки для центра «Заря» во Владивостоке. Но тут победил фестиваль «Суперобложка» в центре «Типография» в Краснодаре, посвященный фотокнигам как художественным объектам. Лучшей в «Образовательном проекте» стала Яна Гапоненко с «Владивостокской школой современного искусства». А вот московская «Фабрика» — центр творческих индустрий — заслужила какого-то особого приза, поставив своеобразный рекорд. В список номинантов попали сразу три проекта, осуществленные на «Фабрике», — и претендовавшие на «Художника года», и на «Лучшего молодого художника», и на «Куратора года». И все интересные, хотя жюри и предпочло других.

Пролетели и соединились

Когда жюри голосовало за «Куратора года», его члену, директору Музея «Гараж» Антону Белову, наверное, пришлось выйти в коридор, так как победителем был признан творческий коллектив (Ярослав Воловод, Валентин Дьяконов, Екатерина Лазарева), создавший в «Гараже» выставку «Ткань процветания». Это действительно впечатляющее исследование власти масс-маркета, интернациональных кодов одежды, в котором участвовали 50 художников с пяти континентов, явно лидировало в списке. 

Подобные казусы — вообще самое уязвимое место «Инновации»: тут часто лауреатами и номинантами становятся члены экспертного совета или даже жюри. К сожалению, сообщество профессионалов не такое большое, выбор ограничен, и эксперты обычно и сами являются энергичными творческими личностями, чьи проекты заслуживают быть поданными на премию. И все же из этой не очень удобной ситуации нужно как-то выбираться, ужесточив регламент премии.

«Художником года» был признан Владимир Селезнев (входивший в экспертный совет) с выставкой «Иногда кратчайший путь — самый длинный» в Ельцин Центре в Екатеринбурге, подводившей итоги его двадцатилетнего пути в искусстве. Он использует самые разные техники — от обычных красок до компьютерных программ и звукоусилителей.

В части выставки, посвященной художническим номинациям, показываются сами произведения, и, пожалуй, «новая генерация» в этот раз явно забила «стариков» своей энергией. Впрочем, по словам куратора Алисы Савицкой, возрастной гэп между старшими и младшими в этом году совсем невелик, они часто почти ровесники, все дело в каком-то другом подходе к искусству. Специальным призом — стажировкой в Париже — Французский институт в России отметил Анну Ротаенко с ее «видеоэссе в жанре машинима», по определению автора. Это компьютерная игра, в которой диалоги начинающих художников наложены на подвиги героя, который самой художнице напоминает Данилу Багрова. А главный приз взяла троица из Нижнего Новгорода — Анна Козонина, Анастасия Дмитриевская, Антон Рьянов — за перформанс «Пролетайте и соединяйтесь». Это удивительно тонкое и поэтическое зрелище — не то парад, не то мистический ритуал, не то спортивное соревнование на стадионе, в основу которого положена идея совместной декламации и единения. 

«Я влюбилась в Нижний Новгород, я была впечатлена креативностью и своего рода романтизмом местных жителей, которые борются за сохранение своей старины, — говорит член жюри Сара Уилсон, профессор Института искусств Курто в Лондоне. — Мне очень понравились Анна Абалихина и перформанс «Страсти по Мартену», он очень-очень изысканный, и тут очень важна власть музыки. Я открыла для себя много новых проектов — некоторые сильные, некоторые не очень. Но это восхитительный опыт, это особый вкус, особая теплота. Я очень рада, что меня пригласили в этом участвовать».

Выставка номинантов «Инновации-2019» проходит в Нижегородском кремле до конца лета, до 25 августа. 

Материалы по теме
Просмотры: 1842
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
4
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
5
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
6
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
7
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
8
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
9
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
10
Теоретик без теории
В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru