18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дега и Стерлигов — в дар Эрмитажу

Фонд имени М.Т.Абрахама вручил крупнейшему музею страны три скульптуры Эдгара Дега и две картины Владимира Стерлигова

Благодаря Фонду имени М.Т.Абрахама собрание Государственного Эрмитажа пополнилось тремя гипсовыми скульптурами-моделями Эдгара Дега и двумя картинами Владимира Стерлигова. «Выражаю искреннюю благодарность Фонду Абрахама, его президенту, господину Амиру Кабири, и его семье за пожертвование, которое является значительным и обогащает коллекцию музея, — сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — На протяжении последних десяти лет фонд поддерживает прочные отношения с Эрмитажем, которые отражают исторические связи между Россией и Израилем, отметившим недавно 70-летие своего создания». 

Фонд имени М.Т.Абрахама — некоммерческое учреждение, его головной офис находится в Париже, представительства — в Тель-Авиве и Женеве. Он был основан в 2004 году потомками известного юриста, бизнесмена и коллекционера Мансура Тамира Абрахама. Основу коллекции фонда составляют произведения искусства российских и западноевропейских мастеров конца XIX — XX веков. В собрании есть работы Авигдора Ариха, Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева, Сальвадора Дали, Менаше Кадишмана, Михаила Ларионова, Лазаря Лисицкого, Казимира Малевича, Жоана Миро, Анри Руссо, Владимира Татлина. Президентом фонда является Амир Гросс Кабири, в 2013 году создавший также Фонд друзей Эрмитажа в Израиле. «Миссия Фонда Абрахама — способствовать развитию искусств, — рассказал Амир Кабири нашей газете. — Мы стремимся делать наши коллекции максимально доступными для общества и с радостью предоставляем произведения для выставок по всему миру. Это первый случай, когда мы дарим значительные художественные работы музею. Это пожертвование уникально благодаря нашим тесным связям с Эрмитажем».

Эдгар Дега начал лепить скульптуры из воска примерно в 1860 году. Его новаторский подход к пластике и техника лепки оказались непонятыми современниками, и при жизни Дега выставил только одну скульптуру. После смерти художника наследники нашли в его студии более 150 восковых моделей, часть которых сразу же была отлита из бронзы. Основные сюжеты этих работ — танцовщицы, бегущие и лежащие лошади, купальщицы и сидящие фигуры. Выставки так называемых посмертных бронз Дега состоялись в девяти музеях мира, в том числе в 2013 году в Эрмитаже. Здесь она называлась «Фигура в движении». За год до выставки музей провел специальный симпозиум, посвященный «посмертным бронзам», где обсуждалась проблема тиражирования и подлинности поздних работ. 

«В коллекции Фонда Абрахама есть полный набор бронзовых скульптур Эдгара Дега, в том числе важнейшая „Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица“, — уточнил Амир Кабири. — Вся коллекция из 74 бронз уже выставлялась в десяти музеях мира; в 2020 году планируется показать их в Китае». Три гипса Дега, теперь переданные в дар Эрмитажу, были куплены фондом в 2010 году из частной коллекции в Нью-Йорке.

«Скульптуру отбирали мы сами, — пояснил Михаил Пиотровский нашему корреспонденту. — Историю этих вещей мы очень тщательно изучили и свой выбор сделали после серьезных научных исследований». Гипсовые скульптуры «Танцовщица, рассматривающая ступню правой ноги», «Испанский танец» и «Женщина, выходящая из ванны. Фрагмент» — модели, по которым были изготовлены формы для отливки. Все три скульптуры являются наиболее интересными и характерными для воплощения идеи движения в творчестве Дега.

Пополнилась коллекция Эрмитажа и работами Владимира Стерлигова, ученика Казимира Малевича, основателя собственной художественной школы. Еще в 2016 году в фойе Эрмитажного театра прошла его персональная выставка «История ненаписанной картины», после которой фонд передал в собрание музея полотно «Реставрация в Зимнем дворце». Живопись «Восстановление Эрмитажа», приобретенная фондом у семьи художника в конце прошлого года, является парной к уже имеющейся в музее работе Стерлигова. 

«Восстановление Эрмитажа» было заказано Владимиру Стерлигову Союзом художников для выставки к 30-летию Октябрьской революции. Так получилось, что сегодня эта картина — единственное изображение, которое дает представление о восстановительных работах в послевоенном Эрмитаже. В архиве музея можно найти отчеты о работах, однако нет фотографий, на которых она была бы запечатлена. Рисунки, эскизы и наброски Стерлигова, помимо своей художественной ценности, представляют интерес и как уникальные исторические документы. Мастера, маляры, затянутые тканью статуи и бюсты, залы в строительных лесах — художник зафиксировал процесс, не запечатленный фото- и киноаппаратами. Художественное произведение стало наглядным свидетельством проведенных в музее послевоенных реставрационных работ.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+