The Art Newspaper Russia
Поиск

Основной проект Венецианской биеннале: в наше время перемен

Главная выставка Венецианской биеннале не поддается однозначной трактовке — так она и была задумана куратором Ральфом Ругоффом

Ральф Ругофф, куратор 58-й Венецианской биеннале, сделал свою выставку не совсем так, как его предшественники. Работы одних и тех же художников, вопреки традиции, были показаны и в Центральном павильоне в Джардини, и в огромном здании доков, Арсенале.

Прием, на первый взгляд формальный, оказался важным для восприятия проекта: зрители запоминают художников, в большинстве своем малоизвестных. Конечно, не всех 79 участников и не всегда по именам. Но, посмотрев работы в одной части выставки, публика нередко узнает во второй произведения того же автора — как говорится, по почерку. Увидев снова, например, выразительные, остроумные и красивые модернистские скульптуры американки Кароль Бове или черно-белые фотопортреты южноафриканки Занеле Мухоли, опознает их как знакомые. Так проект воспринимается как цельный, а не составной. Хотя в нем отчетливо прослеживаются актуальные темы: экология, расизм, социальный протест, телесность.

Но предусмотрен еще один эффект. Как обещал Ругофф в интервью, опубликованном нашей газетой, художники стараются избежать навешивания на них ярлыков, они работают с разными медиа, делают и объекты, и видео, и фотографии. Создают образные и метафорические вещи и не боятся прямых политических высказываний.

В этом году «Золотого льва» как лучший художник основного проекта получил американец Артур Джафа за видео «Белый альбом», длится фильм 50 минут. Наверное, зрители биеннале, уже знающие, что автор этой работы о расизме получил награду, смогут посмотреть его до конца. Обычно в спешке профессионального просмотра огромной и насыщенной выставки длинные видео остаются без внимания, а если публика ими и не пренебрегает, то редко досматривает до конца, поэтому иногда пропускает важное. Зато в Арсенале нельзя не заметить объекты Джафы — три «Больших колеса».

Одно из них — громадная шина — декорировано цепями и стало подобием огромного ювелирного украшения. Вообще, работ с колесами и мотоциклами, вывернутыми наизнанку самолетами на нынешней биеннале немало. Больше, чем о животных.

На этот раз в основном проекте неожиданно много скульптуры и живописи, иногда почти традиционной, иногда наивной. Ругофф не строг в определении, что есть современное искусство. Но благодаря картинам и скульптуре его выставка легко смотрится, не изнуряет чтением пояснительных этикеток, обычно мало что объясняющих. И если картины европейцев в основном неомодернистские, то африканцев и южноамериканцев — близки традиционной живописи или наиву. Но от этого не менее замечательные, со своеобразным колоритом и рисунком.

Почти целый зал отдан нигерийке Нжидеке Акуниили Кросби. Нежно написанные ею картины повседневной жизни женщин ее страны очаровывают. Джилл Мулледи из Уругвая, наоборот, обращается к сценам уличного насилия и делает жесткие и гротескные вещи. То, что картины мирной жизни соседствуют с политическим, протестным искусством, очень помогает в просмотре выставки: эмоции зрителей меняются и не дают впасть в мрачность. Ругофф говорил, что хочет, чтобы биеннале получилась веселой, несмотря на то что ее основная тема — «глубокие разногласия в социуме и общественном мнении». В результате так и вышло.

Соединение искусства традиционных техник и использующего новые технологии здесь смотрится вполне органично. Фантастическая минималистская аудиовидеоинсталляция японского музыканта и художника Редзи Икеды, основанная на математических кодах, производит ошеломляющее впечатление. Но ведь невозможно сказать, что она принадлежит искусству будущего, а рисунки и графика — прошлому. По крайней мере, не на этой выставке: тут все способы выражения чувств и идей равны.

Разумеется, прежде всего и в Джардини, и в Арсенале запоминаются крупные эффектные вещи. Безусловными лидерами зрительского внимания стали китайцы Пэн Юй и Сунь Юань. Этот дуэт, уже звездный, показал два больших объекта: «Не могу остановиться» (в стеклянной призме экскаватор то собирает разлитую кровавую жидкость, то заливает ею стены) и «Дорогой» (из кресла-трона, подобного тому, что на вашингтонском памятнике Аврааму Линкольну, огромный хлыст, извиваясь, колошматит воздух). Эти пластические метафоры власти вполне прямолинейны, но производят настолько пугающее впечатление, что арт-аттракционом их не назовешь.

Третья запоминающаяся монументальная метафора — железные ворота, монотонно, без устали разбивающие стену. Шилпа Гупта не дала названия этому сизифову действу (стена не может разбиться). Так что ассоциации и толкования могут быть здесь разные. Еще одна — великолепная — работа вполне знаменитой индийской художницы названа строчкой из самого известного стихотворения азербайджанского поэта XIV–XV веков Несими «И в твой язык я не вмещусь». Из 100 микрофонов повторяются, разливаясь звуковой волной, стихи погибших в тюрьмах и казненных поэтов на их родном языке, на русском тоже. Перед микрофонами на металлических спицах наколоты листочки с переводом этих строк.

В интервью Ругофф говорил и о том, что он против однозначных выставок: «Это, скорее, попытка сформировать четкое ощущение сложности произведений искусства, порождающих самые разные ассоциации, которые вы должны развивать самостоятельно». Его выставка тоже не поддается определенной трактовке, здесь не обнаружишь тенденцию. Можно, конечно, опираясь на название проекта «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» (что вовсе не древняя китайская мудрость), начать рассуждать о фейковых новостях — беде времени массового распространения любой информации. Приведя в пример, скажем, саркастические псевдогламурные фотографии Мартин Гутьеррес, где она на пляже обнимается с манекенами. Или вспоминая скульптуры, сделанные не из того материала, как кажется. Но это будут натяжки. Искусство всегда иллюзия. Даже если работает с документом или подлинной вещью. Так, стоящий на территории Арсенале рыбацкий корабль, затонувший от перегрузки вместе с ливанскими беженцами, и кусок стены со следами пуль, привезенный на биеннале из криминального мексиканского города, стали эффектными произведениями «Наша лодка» швейцарца Кристофа Бюхеля и «Стена Сьюдад-Хуарес» мексиканки Тересы Маргольес. 

Так что куратор основного проекта 58-й Венецианской биеннале демонстрирует очевидное: искусство не знает границ, оно свободно и многогранно, метафорично и прямолинейно, художники всегда в поиске. Возможно, потому, что для Ругоффа произведения художников и ощущения зрителей важнее собственной концепции и амбиций, его выставка оставляет сильное и цельное впечатление. 


58-я Биеннале современного искусства в Венеции
До 24 ноября

Материалы по теме
Просмотры: 2294
Популярные материалы
1
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
2
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
3
Арт-квартал вырос в Гостином Дворе
В 300 метрах от Кремля начал работу новый культурный кластер. Среди его резидентов есть и антикварные галереи, ранее располагавшиеся в ЦДХ.
17 сентября 2019
4
Олег Кулик: «У меня все не как у большой звезды, энергия больше уходит вглубь»
Знаменитый акционист в этом году показал себя в непривычном качестве живописца и занялся коллективной работой — быстрой лепкой с волонтерами. Но уверяет, что остается индивидуалистом.
17 сентября 2019
5
Искусствоведы выступают против ареста фигурантов «Московского дела»
По просьбе российской секции Международной ассоциации критиков искусства (AICA) и ее сопредседателя Андрея Ерофеева публикуем заявление искусствоведов.
20 сентября 2019
6
Альбертина представляет своего Дюрера в окружении приглашенного
Чтобы эта выставка стала важным событием выставочного сезона, музей мог бы ограничиться собственным собранием графики и живописи главного художника немецкого Возрождения.
20 сентября 2019
7
Фильм «Сорокин трип» вышел в прокат
Поклонникам Владимира Сорокина фильм, может, и не откроет новых фактов в биографии писателя, но доставит удовольствие самим присутствием героя в кадре.
18 сентября 2019
8
Галерея коллекционного дизайна Mirra открылась в Москве
Дебютировавшая стендом на ярмарке Cosmoscow, новая галерея теперь открылась на постоянном месте выставкой работ классика итальянского дизайна Джо Понти и его друзей и единомышленников.
19 сентября 2019
9
Акселя Краузе исключили из выставки за ультраправые взгляды
Лейпцигскую ежегодную выставку в какой-то момент хотели отменить из-за скандала по поводу сначала включения, а затем исключения художника Акселя Краузе, который симпатизирует крайне правой партии «Альтернатива для Германии».
19 сентября 2019
10
«Героический монумент» Владимира Янкилевского показывают в МАММ
Камерный проект представляет десять работ из частных коллекций и собрания семьи художника.
18 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru