The Art Newspaper Russia
Поиск

Здание на «Тропе Малевича» объявили самостроем и снесли

Московские власти снесли здание, часть общественного пространства «Центр памяти Казимира Малевича „Тропа Малевича“» в Немчиновке

Центр памяти Казимира Малевича «Тропа Малевича» появился в этих местах почти семь лет назад, тогда земля принадлежала совхозу, АОЗТ «Матвеевское», которое не возражало против организации на своей территории общественно-культурного пространства и строительства небольшого здания, где проходили лекции и выставки, связанные с русским авангардом. Сейчас земля поменяла собственника, и власти Западного округа Москвы посчитали дом самостроем.

Как нам рассказала Ирина Заика, президент АНО «Малевич-Сколково», ученый секретарь совета по наследию Союза архитекторов России, Центр памяти Казимира Малевича пытался узаконить свою деятельность и неоднократно направлял в Департамент культурного наследия города Москвы все необходимые запросы и другие документы. Но 6 июня ведомство издало приказ об отказе во включении «Тропы Малевича» в перечень выявленных объектов культурного наследия.

«Сначала чиновники сказали, что им не нравится наше первоначальное название — „Роща Малевича“, попросили заменить на „Тропу Малевича“, — говорит Ирина Заика. — Мы это сделали, но они успели издать отказ о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия, а префектура Западного округа тут же этим воспользовалась, прислала технику и все снесла».

Центр памяти Казимира Малевича был создан общественностью и родственниками художника в Москве на границе с Инновационным центром «Сколково» в 2012 году. Художник жил в деревне Немчиновка у своей второй жены Софьи Рафаилович, совершал пешие прогулки между Немчиновкой и селом Ромашково, делал зарисовки. Здесь вместе с дочерью он любил собирать грибы, в реке Сетунь ловил рыбу. Здесь же были написаны его известные картины «На сенокосе», «Красный дом», «Портрет дочери» и другие. Именно здесь Малевич был похоронен; на могиле художника его ученик и коллега Николай Суетин установил временный супрематический памятник. К сожалению, позже место захоронения Малевича, его могила и памятник были утрачены, но в 2015 году организаторы Центра памяти Малевича, среди которых внучатый племянник художника Станислав Богданов, заявили, что им удалось отыскать точное место погребения урны с прахом. Здесь планировалось установить памятник художнику.

В этом году поклонники творчества художника во всем мире отметили 140-летие со дня его рождения; члены АНО «Малевич-Сколково» отпраздновали юбилей в построенном ими доме. 

В создании центра также принимали участие общественное движение «Наше Сколково», АНО «Малевич-Сколково», почитатели русской культуры и творчества Малевича, вложившие свои средства в проект культурного пространства. Его поддержали Союз архитекторов РФ, Государственная Третьяковская галерея, депутаты Московской городской думы и Государственной Думы РФ.

«Особенно нас поддерживала Елена Драпеко (первый заместитель председателя Комитета по культуре Госдумы РФ. — TANR), — рассказала Ирина Заика. — Но чиновники постоянно твердили нам, что депутаты им не указ, хотя до недавнего времени не предпринимали никаких действий».

В настоящее время уже создана концепция арт-проекта Центра памяти Казимира Малевича «Тропа Малевича», поддержку ему оказало архитектурное бюро Bernaskoni, один из основных проектировщиков «Сколково». Проект «Тропа Малевича» рассматривался на комиссии по культуре Мосгордумы, получил одобрение большинства депутатов, 22–26 мая был представлен на II Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие» в Казани и был отмечен его почетным дипломом. 

«Префектура Западного округа Москвы неожиданно для нас объявила о сносе здания центра 17 июня и сделала это в пятницу, буквально накануне, — говорит Ирина Заика. — Чиновники мотивируют решение отсутствием правоустанавливающих документов на землю и постройку, несмотря на то что на момент строительства земля принадлежала АОЗТ „Матвеевское“. Руководство совхоза относилось к проекту вполне благосклонно, но теперь земля поменяла владельца». 

Члены АНО «Малевич-Сколково», по словам Ирины Заики, будут добиваться сохранения общественного культурного пространства и уже привлекли к решению проблемы потомков семьи Казимира Малевича, художников, архитекторов и депутатов.

Просмотры: 2147
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Русскую живопись о Великой Отечественной войне представили в Манеже
Ретроспектива отечественного искусства на тему войны начинается с Лентулова и завершается Виноградовым & Дубосарским
06 ноября 2019
3
Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский
Аукционный дом Christie’s показывает в Москве топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 25 ноября.
08 ноября 2019
4
Картины из ИРРИ нашлись в Подмосковье
Работы Георгия Нисского, Исаака Бродского, Александра Дейнеки и других авторов, вывезенные из основанного Алексеем Ананьевым Института русского реалистического искусства вопреки судебному запрету, обнаружены на складе в Домодедове.
08 ноября 2019
5
MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства
Аукционный дом празднует 15-летие выставкой в усадьбе Зубовых, где представлены произведения Наталии Гончаровой, Александра Самохвалова, Бориса Григорьева и других.
07 ноября 2019
6
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
7
Музей Леопольда в Вене заново открывает Рихарда Герстля
Художник, предшественник экспрессионистов Оскара Кокошки и Эгона Шиле, покончил с собой в 25. Его работы зрители впервые увидели спустя десятилетия.
06 ноября 2019
8
Ирина Могилатова: «Я воинствующий эстет»
Коллекционер и владелица галереи Mirra, открывшейся выставкой классика итальянского дизайна Джо Понти в собственном пространстве на Спиридоновке, рассказала, зачем собирает и продает предметы коллекционного дизайна середины ХХ века и не только.
06 ноября 2019
9
Питер де Хох выходит из тени своего конкурента
Поскольку работ де Хоха в Делфте не сохранилось, на выставку в Музее Принсенхоф привезли около 30 картин художника из других голландских и международных музеев.
07 ноября 2019
10
По завету Йоко Оно
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о том, как арт-терапия, подобно медитации, помогает пережить ноябрьскую хандру.
06 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru