18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Здание на «Тропе Малевича» объявили самостроем и снесли

Московские власти снесли здание, часть общественного пространства «Центр памяти Казимира Малевича „Тропа Малевича“» в Немчиновке

Центр памяти Казимира Малевича «Тропа Малевича» появился в этих местах почти семь лет назад, тогда земля принадлежала совхозу, АОЗТ «Матвеевское», которое не возражало против организации на своей территории общественно-культурного пространства и строительства небольшого здания, где проходили лекции и выставки, связанные с русским авангардом. Сейчас земля поменяла собственника, и власти Западного округа Москвы посчитали дом самостроем.

Как нам рассказала Ирина Заика, президент АНО «Малевич-Сколково», ученый секретарь совета по наследию Союза архитекторов России, Центр памяти Казимира Малевича пытался узаконить свою деятельность и неоднократно направлял в Департамент культурного наследия города Москвы все необходимые запросы и другие документы. Но 6 июня ведомство издало приказ об отказе во включении «Тропы Малевича» в перечень выявленных объектов культурного наследия.

«Сначала чиновники сказали, что им не нравится наше первоначальное название — „Роща Малевича“, попросили заменить на „Тропу Малевича“, — говорит Ирина Заика. — Мы это сделали, но они успели издать отказ о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия, а префектура Западного округа тут же этим воспользовалась, прислала технику и все снесла».

Центр памяти Казимира Малевича был создан общественностью и родственниками художника в Москве на границе с Инновационным центром «Сколково» в 2012 году. Художник жил в деревне Немчиновка у своей второй жены Софьи Рафаилович, совершал пешие прогулки между Немчиновкой и селом Ромашково, делал зарисовки. Здесь вместе с дочерью он любил собирать грибы, в реке Сетунь ловил рыбу. Здесь же были написаны его известные картины «На сенокосе», «Красный дом», «Портрет дочери» и другие. Именно здесь Малевич был похоронен; на могиле художника его ученик и коллега Николай Суетин установил временный супрематический памятник. К сожалению, позже место захоронения Малевича, его могила и памятник были утрачены, но в 2015 году организаторы Центра памяти Малевича, среди которых внучатый племянник художника Станислав Богданов, заявили, что им удалось отыскать точное место погребения урны с прахом. Здесь планировалось установить памятник художнику.

В этом году поклонники творчества художника во всем мире отметили 140-летие со дня его рождения; члены АНО «Малевич-Сколково» отпраздновали юбилей в построенном ими доме. 

В создании центра также принимали участие общественное движение «Наше Сколково», АНО «Малевич-Сколково», почитатели русской культуры и творчества Малевича, вложившие свои средства в проект культурного пространства. Его поддержали Союз архитекторов РФ, Государственная Третьяковская галерея, депутаты Московской городской думы и Государственной Думы РФ.

«Особенно нас поддерживала Елена Драпеко (первый заместитель председателя Комитета по культуре Госдумы РФ. — TANR), — рассказала Ирина Заика. — Но чиновники постоянно твердили нам, что депутаты им не указ, хотя до недавнего времени не предпринимали никаких действий».

В настоящее время уже создана концепция арт-проекта Центра памяти Казимира Малевича «Тропа Малевича», поддержку ему оказало архитектурное бюро Bernaskoni, один из основных проектировщиков «Сколково». Проект «Тропа Малевича» рассматривался на комиссии по культуре Мосгордумы, получил одобрение большинства депутатов, 22–26 мая был представлен на II Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие» в Казани и был отмечен его почетным дипломом. 

«Префектура Западного округа Москвы неожиданно для нас объявила о сносе здания центра 17 июня и сделала это в пятницу, буквально накануне, — говорит Ирина Заика. — Чиновники мотивируют решение отсутствием правоустанавливающих документов на землю и постройку, несмотря на то что на момент строительства земля принадлежала АОЗТ „Матвеевское“. Руководство совхоза относилось к проекту вполне благосклонно, но теперь земля поменяла владельца». 

Члены АНО «Малевич-Сколково», по словам Ирины Заики, будут добиваться сохранения общественного культурного пространства и уже привлекли к решению проблемы потомков семьи Казимира Малевича, художников, архитекторов и депутатов.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+