18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Литмузей открылся в новом здании в центре Москвы

Это самая большая выставочная площадка Государственного музея истории российской литературы, которая в перспективе должна стать музеем отечественной литературы ХХ века

С балкона мансардного шестого этажа на Зубовском, 15 видно многое. И Крымский мост на месте брода, возле которого Герасим сел в лодку и увез Муму в последнее путешествие и куда Лев Толстой ходил с подводой за водой, и Остоженку, на которой жил Тургенев, а рядом с ней — булгаковский Мастер, и многое другое. А если, например, Пречистенку, где жил профессор Преображенский из «Собачьего сердца», заслоняет «РИА „Новости“», то ведь все равно они рядом, можно пальцем показать.

Приобретение Музеем истории российской литературы имени В.И.Даля (он же — Государственный литературный музей) дома с литературными видами можно считать почти чудом, особенно если учесть площади — больше 3 тыс. м. Шесть этажей, два подъезда. Бывший доходный дом Любощинских — Вернадских, построенный в 1912 году, считался аварийным с 1995 года, был расселен и вот наконец нашел новых жильцов. В 2014 году правительство Москвы передало дом в федеральную собственность, в 2015-м он поступил в оперативное управление Государственного литературного музея, и в здании начались ремонтные работы. Для музея этот подарок очень кстати. У него множество филиалов: Музей Серебряного века, дома-музеи Герцена и Чехова, музей-квартира Алексея Толстого и другие, но все эти здания, как ясно из названий, посвящены конкретным персонам и основные площади в них заняты постоянными экспозициями. Получается, что большой выставочной площадки, где могли бы «встречаться» разные писатели, у музея не было, с крупными проектами приходилось идти к соседям (например, выставка «Россия читающая» была развернута в Музее А.С.Пушкина).

Здание, насколько можно судить, отремонтировано качественно, и в нем уже разместились несколько выставок и администрация музея. Места при этом осталось еще довольно много.

Как рассказал на открытии директор музея Дмитрий Бак, посвятить новое здание планируется литературе ХХ века. Единой картины этого периода, считают в музее, у нас до сих пор нет: отдельно осмысляется наследие советских писателей и отдельно — писателей-эмигрантов и писателей вольного и невольного андерграунда. В ближайших планах, из названных — Илья Ильф, Осип Мандельштам, Алексей Ремизов.

«Когда мы начали изучать историю этого дома, то сразу поняли, насколько удачно попали», — говорит Дмитрий Бак. Дело в том, что после революции дом был передан знаменитой Комиссии по улучшению быта ученых. Его жильцами стали философ Сергей Булгаков, писатель Викентий Вересаев, художник Дмитрий Кардовский, знаменитый исследователь Античности Николай Кун, востоковед и экс-муж Анны Ахматовой Владимир Шилейко. Список не такой уж звездный, но дом был местом встреч интеллигенции, и в итоге тут побывали практически все, о ком пишут в учебниках: от Анны Ахматовой и Андрея Белого до Льва Шестова и Михаила Пришвина. Жильцы и их гости в полной мере пережили «настоящий двадцатый век», по выражению Ахматовой. В 1930-е годы многие из них были арестованы; во время Великой Отечественной войны рядом с домом падали бомбы — как рассказала на открытии внучка Николая Куна Инна Немировская.

Истории дома и посвящена одна из экспозиций на новой площадке. Она так и структурирована — по квартирам. В чем-то это пока больше демонстрация потенциала музейного материала (которого очень много), но заявка многообещающая.

Интересно, конечно, как именно музей собирается демонстрировать литературу ХХ века. Вопрос о том, что такое литературная экспозиция, — один из самых сложных. Документы и рукописи не очень зрелищный материал, и к тому же в случае литературы содержание рукописи, конечно, важнее, чем она сама, — а как его показать?

Первая литературная экспозиция в новом здании «Литература ХХ века. Шедевры коллекции ГМИРЛИ имени В.И.Даля» стала своеобразным смотром ресурсов, с которыми музей планирует работать. Что ж, ресурсы мощные. Мы увидели автографы «Незнакомки» Блока, «Отравленной туники» Гумилева, «Поэмы без героя» Ахматовой и так далее… Порадовало как само стремление музейщиков говорить о рукописях и текстах, а не о биографиях писателей, так и новый для музея уровень дизайна, когда рукописи стали частью атмосферных и довольно тонких инсталляций.

На первом этаже уже разместился детский центр. Здесь будут заниматься как с совсем маленькими читателями, так и с подростками: музей выиграл грант Благотворительного фонда Владимира Потанина на проект, посвященный поддержке тех, кто столкнулся с буллингом (попросту говоря, травлей в школе).

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+