The Art Newspaper Russia
Поиск

Петров-Водкин, Ларионов и Малявин: мастера Серебряного века возглавят русские торги

Аукционы русского искусства в Лондоне щеголяют первыми именами

Аукционные дома в этом сезоне с гордостью предъявляют первые имена русского искусства и самый привлекательный для арт-рынка раздел — начало ХХ века и русский авангард. Причем в самых разных ценовых категориях — от натюрмортов Михаила Ларионова и Кузьмы Петрова-Водкина за £1–1,5 млн каждый до крошечных книжных заставок Сергея Чехонина за £1,2–1,5 тыс. 

Главная работа на Christie’s (3 июня), гордо занимающая обложку каталога, — «Натюрморт с сиренью» Петрова-Водкина 1928 года. Заполучить такую картину на аукцион — упомянутую в документах и побывавшую на биеннале в Венеции, с этикетками выставок на обороте, мгновенно узнаваемую (все хорошо знают схожий по композиции более поздний «Натюрморт с веткой черемухи» из Русского музея), — буквально чудо, особенно в нынешние, скудные для арт-рынка времена. Картину когда-то Борис Терновец, директор Государственного музея нового западного искусства, искусствовед и критик, подарил итальянскому искусствоведу и издателю Джованни Шейвиллеру. 

Каталог Christie’s демонстрирует привычную для этого дома сбалансированность и осторожность. Есть вещи редкие, на ценителя. Например, портрет Варвары Климович-Топер кисти Надежды Лермонтовой, самобытной и рано умершей ученицы Льва Бакста (£50–70 тыс.), или портрет Авы-Элис-Мюриель Астор, ледяной красавицы с яйцом на шее, написанный Павлом Челищевым (£300–500 тыс.). А есть на более общий вкус: цвета и фактуры взбитых сливок «Обнаженная» Константина Маковского (£200–300 тыс.) или серьезная «Северская» Ивана Шишкина с соснами и солнечной тропинкой — пейзаж знаменитой дореволюционной дачной столицы под Петербургом (£200–300 тыс.).

Главная работа на Sotheby’s (4 июня) — «Натюрморт» Михаила Ларионова, написанный около 1914 года, яркий, близкий примитивистским «Солдатской» и «Турецкой» сериям (£1–1,5 млн). На обороте полотна также нашлись метки, которые помогли восстановить его провенанс. Когда Михаил Ларионов и Наталия Гончарова уехали в Европу, картина осталась в их московской мастерской в Трехпрудном переулке, потом попала в Московское хранилище произведений современного искусства, оттуда перекочевала в квартиру архитектора и реставратора Николая Виноградова. Только в 1927 году Ларионов смог вернуть ее себе. 

Каталог Sotheby’s представляет русское искусство более разнообразно и по временному охвату, и по ценовому диапазону (может, именно поэтому аукционный дом традиционно лидирует по обороту в русском секторе). На предстоящих торгах будет много полотен Ивана Айвазовского: и дневных, и ночных, и морских, и почти сухопутных (самое дорогое — «Корабль на закате у мыса Кэп-Мартин», £500–700 тыс.). Много мистических работ Бориса Анисфельда и крестьянских — Николая Богданова-Бельского. В довольно большом современном разделе предлагаются произведения из известного немецкого собрания Михаила Карминского — полотна Оскара Рабина, Олега Целкова, Михаила Шварцмана и много Владимира Вейсберга, в том числе ранние цветные «Булки и яблоки» (1949).

Самая дорогая работа на MacDougall’s 5 июня — «Бахчисарай» Бориса Кустодиева (эстимейт £1,2–1,8 млн), сочная сценка с минаретом, восточными торговцами и теплым светом из окон на фоне холодеющего заката. Правда, у картины есть один недостаток — она уже продавалась пять лет назад (ушла за £1,6 млн). Такие «повторные продажи» очень любят аналитики рынка и не очень — коллекционеры. Полотно «Юные грезы» («Цесаревич») Виктора Васнецова оценено не так дорого, но привлекает большое внимания. Оно может быть названо «образцовым Васнецовым»: тут и былинное настроение, и сказочно русский типаж (русоголовый синеглазый мальчик написан, по-видимому, с сына художника Владимира), и археологическая точность, и символика деталей. Картина, впервые показанная на выставке в Москве в 1923 году, оценивается в £650–900 тыс. 

На аукционе MacDougall’s представлены также авангард — от малоизвестной Екатерины Петровой-Троцкой до Александра Богомазова и Юрия Анненкова — и советский нонконформизм.

Русские торги Bonhams несколько раз оказывались «аукционом одной картины»: на фоне аккуратно подобранной коллекции живописи и прикладного искусства со справедливыми ценами вдруг выстреливал один шедевр. В этом сезоне (5 июня) такой шанс есть у «Портрета девочки в розовом платье» Филиппа Малявина (эстимейт £300–500 тыс.). Обычно этот художник ассоциируется с изображением крестьянок и коров с бешеным взглядом. По первому впечатлению представленный портрет совсем иной, напоминающий артистичные и аристократичные работы Джона Сингера Сарджента. Но и тут проскочила чертовщинка: детское платьице и носочки в сочетании с совсем взрослым взглядом и золотым колечком на демонстративно отставленной руке. 

На Bonhams традиционно богатый и сильный раздел прикладного искусства. В этом году тут собрался целый зоопарк резных из камня зверюшек мастеров фирмы Фаберже. Среди них — агатовые кролики, мышь с бриллиантовым хвостом и яшмовый бегемот.  

Материалы по теме
Просмотры: 3436
Популярные материалы
1
Аукционы Christie’s: старомодный модернизм ХХ века против современных хедлайнеров
О последних аукционах искусства ХХ века и современного искусства Christie’s в Лондоне рассказывает Ильдар Галеев.
09 октября 2019
2
Иконы и судьбы
В Музее русской иконы 12 октября открывается первая выставка после гибели его основателя Михаила Абрамова, в память о нем. Размышляем, как удары судьбы влияют на частные коллекции икон в России.
11 октября 2019
3
Испанский импрессионизм приехал на гастроли в Россию
На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма представлены произведения из 13 музеев и частных коллекций Испании.
10 октября 2019
4
Полное собрание гравюр Брейгеля впервые выставят на публике в Брюсселе
К 450-летней годовщине со дня смерти Питера Брейгеля Старшего Королевская библиотека Бельгии открывает свои фонды.
09 октября 2019
5
Депозитарий для 27 музеев в Новой Москве построит бюро IQ
Фондохранилище, где разместятся запасники Третьяковки, Исторического и еще 25 музеев, возведут в Сосенском.
09 октября 2019
6
Месяц музеев
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о вернисажах октября в Москве и мире.
09 октября 2019
7
Зачем тереть бронзовым собакам нос?
Московский метрополитен ответил Музею архитектуры, обеспокоенному судьбой скульптур Матвея Манизера на станции «Площадь Революции».
10 октября 2019
8
Йоко Оно: «Да, мечтать, небо»
Йоко Оно накануне открытия своей выставки в Московском музее современного искусства в рамках фестиваля «Территория» дала только одно интервью. Японская авангардистка рассказала нам, какие три понятия определяют ее как художника.
10 октября 2019
9
Итальянский суд запретил вывозить «Витрувианского человека» Леонардо в Лувр
Постановление также приостановило действие соглашения о музейном обмене между Италией и Францией.
10 октября 2019
10
Тридцать номинантов Премии Кандинского во всей красе
Выставка художников, попавших в лонг-лист 12-й Премии Кандинского, открылась в Московском музее современного искусства. Она интересна, хорошо сделана и позволяет понять, за что и почему в лидеры вышли именно эти номинанты.
14 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru