The Art Newspaper Russia
Поиск

«Святую Русь» приведут в порядок

Знаменитая картина Михаила Нестерова переехала из постоянной экспозиции Русского музея в реставрационную мастерскую

В течение ближайших месяцев одна из самых известных работ художника, «Святая Русь», будет скрыта от глаз публики и проведет полгода под пристальным вниманием реставраторов. Это первая комплексная реставрация, которую предстоит пройти картине, после чего, как планируют хранители, ее можно будет отправлять и на выездные выставки.

Последний раз вне петербургского музея «Святая Русь» была показана в 2000 году на выставке в Сан-Марино, когда весь мир отмечал 2 тыс. лет христианства. Произведение размером 2,33х3,75 м внешне выглядит вполне благополучно, но недавно реставраторы отметили заметные деформации красочного слоя. Тенденция к расслоению сохраняется, и решить эту проблему, по мнению специалистов, уже нельзя простыми консервативными средствами. «Тщательно изучая картину, мы обнаружили обширные деформации по углам полотна и жесткий кракелюр по центру, — рассказала Наталия Романова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации масляной живописи Государственного Русского музея. — Это не было бы критичным, если бы общее состояние картины было хорошим, но, увы, все полотно требует комплексной реставрации».

По мнению экспертов, в процессе написания картины Михаил Нестеров не всегда соблюдал технологические правила: он несколько раз бросал работу на длительное время, а возвращаясь к ней, не обрабатывал высыхающие слои должным образом. В результате связь между красочными слоями ослабла, особенно сильное расслоение заметно по краям изломов и кракелюров, что приводит к утратам красочного слоя. Сейчас этот процесс носит уже хронический характер. Даже в местах старых заклеек, которыми пытались удержать краску от расслоения, видно, что кракелюры продолжают образовываться.
Судьба одной из самых известных работ Нестерова вообще была непростой. Законченную картину он представил публике в 1907 году. Специалисты отмечали мастерство автора в написании пейзажа (художника вдохновили виды Соловков), в изображении фигур и лиц простых людей, стоящих перед Христом. Моделями Нестерову послужили дети, встреченные им близ подмосковных Мытищ, монахи Соловецкого монастыря и Черниговской обители Троице-Сергиевой лавры. Женщины справа написаны художником с сестры, Александры Васильевны, и матери, Марии Михайловны.

Однако картина вызвала бурную и неоднозначную реакцию. В стране только что отгремела первая революция, и общество критически восприняло религиозно-консервативную по своему характеру работу Нестерова. Лев Толстой назвал ее «панихидой русскому православию», а фигуру Христа сравнил с итальянским тенором. В 1921 году картина попала в Русский музей, где заняла место в экспозиции, но уже к концу десятилетия, в соответствии с идеологическими установками, ее убрали в запасники. Нестеров протестовал, писал письма в правительство, но «Святая Русь» оставалась в хранилище до 1970-х годов.

Сейчас специалистам предстоит удалить старые реставрационные тонировки, записи, мастиковки, поскольку почти все они были сделаны без учета авторской фактуры и сильно выделяются на живописной поверхности. Но самая главная задача — максимально укрепить красочные слои по всей площади полотна и усилить их сцепление с грунтом. По планам реставрация должна завершиться уже этой осенью. Работы ведутся при финансовой поддержке ПАО «Газпром». 

Просмотры: 1574
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский
Аукционный дом Christie’s показывает в Москве топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 25 ноября.
08 ноября 2019
3
Картины из ИРРИ нашлись в Подмосковье
Работы Георгия Нисского, Исаака Бродского, Александра Дейнеки и других авторов, вывезенные из основанного Алексеем Ананьевым Института русского реалистического искусства вопреки судебному запрету, обнаружены на складе в Домодедове.
08 ноября 2019
4
MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства
Аукционный дом празднует 15-летие выставкой в усадьбе Зубовых, где представлены произведения Наталии Гончаровой, Александра Самохвалова, Бориса Григорьева и других.
07 ноября 2019
5
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
6
В «Царицыно» покажут выставку из Музея Виктории и Альберта
Московская версия выставки «Опера: страсть, власть и политика» откроется в музее-заповеднике в мае 2021 года.
13 ноября 2019
7
Афродиту Хвощинского отреставрировали
Пушкинский музей завершил реставрацию знаменитой античной скульптуры.
07 ноября 2019
8
Венецианские музеи и выставки биеннале закрыты из-за наводнения
Нынешнее наводнение в Венеции побило рекорд предыдущего и вновь подняло вопрос о состоятельности проекта барьеров для защиты города от затоплений.
13 ноября 2019
9
Метрополитен-музей объявил тему Met Gala 2020
На выставке «О времени: мода и длительность» выстроят черно-белые параллели между одеждой прошлого и современными костюмами, а перед ее открытием состоится традиционный Met Gala с участием мировых звезд
08 ноября 2019
10
Художественное стекло советской и постсоветской эпохи показывают в Музее декоративного искусства
Музей показывает свое, одно из самых больших в стране, собрание авторского стекла.
12 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru