18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сияй, берлинская лазурь!

№73
Материал из газеты

В Царском Селе завершилось воссоздание одного из важнейших пространств Екатерининского дворца — церкви Воскресения Христова

Государственном музее-заповеднике «Царское Село» спустя почти четыре года реставрации открылся самый знаковый после Янтарной комнаты объект — церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце. Место венчания членов императорской семьи, крещения будущих императоров Николая I и Николая II. Место встречи лицеиста Пушкина и его читателя Александра I.

На какое время сделана реставрация церкви? Это самый сложный вопрос. Правильный ответ такой: на время архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, создателя барочной церкви, освященной в 1756 году, и частично его коллег Василия Стасова и Александра Видова. Так что теперь здесь можно почувствовать многослойность времени. Два пожара, случившиеся в XIX веке, и разрушения, постигшие Екатерининский дворец во время Великой Отечественной, поставили реставраторов перед необходимостью соединить трудно совместимые вещи: Венецианскую хартию, призывающую не создавать новоделы, и принципы ленинградской школы реставрации, которая, особенно в пригородных музеях-заповедниках, стремилась к максимально возможному воссозданию утраченного.

При Елизавете Петровне стены церкви украсила деревянная золоченая резьба, выполненная под руководством Иоганна Дункера. После пожара 1820 года по предложению Василия Стасова резное убранство стен, пострадавшее в огне, частично заменили орнаментом и скульптурой из бумажно-клеевой массы. Эти элементы из папье-маше, а также пострадавшие деревянные детали покрыли так называемым двойником — золотом, положенным на серебро. При повреждении золотого покрытия серебро окисляется. К началу реставрации черные окислы серебра выступили на поверхности всех деталей, покрытых «двойником». Специалисты расчистили элементы от окислов, но не стали воссоздавать утраченную позолоту, лишь покрыв их защитным составом. Более 100 профессиональных позолотчиков работали с ангелочками и цветочными гирляндами. Всего через их руки прошло 5 тыс. деталей.

Живописный плафон «Вознесение Христово» в центральном зале церкви в XVIII веке создал итальянец Джузеппе Валериани, а после того же пожара 1820 года воссоздавал Василий Шебуев. Во время войны центральную многофигурную композицию плафона уничтожила бомба. Сохранилась падуга в виде разрозненных, местами обгоревших, местами «нечитаемых» фрагментов. Современным мастерам понадобилось более двух с половиной лет, чтобы отреставрировать полотно площадью 100 кв. м. Одна из главных задач — восполнение утраченных нитей. С помощью хирургических игл мастера соединяли уцелевшие фрагменты. Сохранившуюся живопись консервировали, остальное тонировали. Только в местах значительных утрат реконструировано архитектурное членение, чтобы не разрушать целостное восприятие падуги. Центральная часть плафона не будет воссоздаваться — как и плафон на хорах «Святая София и ее дочери Вера, Надежда, Любовь». В то же время отреставрирован уцелевший алтарный плафон «Слава Святому Духу».

В ходе реставрации за обшивкой иконостаса были обнаружены аккуратно сложенные детали золоченого декора церкви — всего 182 фрагмента. Возможно, в послевоенные годы это сделали сотрудники музея в надежде, что к возрождению интерьера рано или поздно приступят. Мастера тщательно идентифицировали все детали, чтобы зафиксировать их историческое месторасположение. Из 54 фрагментов золоченой резьбы собрали одну створку Царских врат. Двух ангелов, украшавших алтарную сень, вернули на законные места.

Отдельную проблему представляли собой иконы. Из 49 образов в иконостасе сохранилось только 3, из украшавших стены церкви — 1. Научно-реставрационный совет, созданный по инициативе музея для обсуждения ключевых вопросов возрождения церкви, рекомендовал воссоздать в полихроме иконы шестиярусного иконостаса. Иначе полностью теряется впечатление от роскошного интерьера храма. Иконография не слишком велика, но все источники: акварель Эдуарда Гау, опись 1940 года, черно-белые довоенные фотографии из фонда Эрмитажа, аналоги — иконы Николо-Богоявленского морского собора — использовали по полной программе. Финальной точкой стал подбор цвета стен из 12 сохранившихся слоев. Выбрали интенсивный ультрамарин (берлинскую лазурь) конца XIX века, на фоне которого заиграла золоченая резьба.

Стоимость реставрации церкви составила около 900 млн руб. Они были выделены «Газпромом». Работы выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали Янтарную комнату и возрождали Агатовые комнаты.

ГМЗ «Царское Село» подготовил отдельный маршрут, он включает посещение церкви и личных апартаментов Павла I в Екатерининском дворце. Маршрут начал работать с 13 апреля. Церковные службы планируется проводить по большим православным праздникам, например на Пасху — престольный праздник этого храма. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+