18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Клад Нарышкиных передали в музей «Царское Село»

Крупнейший российский клад, найденный в 2012 году при реконструкции особняка Трубецких — Нарышкиных в Петербурге, выставят в Александровском дворце после завершения его реставрации

В марте 2012 года при строительных работах на улице Чайковского в Санкт-Петербурге рабочие обнаружили тайную комнату, в которой, как выяснилось позже во время инвентаризации, было спрятано более 2 тыс. серебряных предметов конца XVIII — начала ХХ века. Среди найденного были ценности самого разного типа — от орденов, булавок, расчесок и чайных ситечек до пятикилограммовых серебряных самоваров и канделябров весом 20 кг. Там также находились ювелирные украшения, в том числе фирм Карла Фаберже, Игнатия Сазикова, Павла Овчинникова и европейских мастеров. Большинство предметов украшено княжеским гербом рода Нарышкиных, на некоторых стоит герб Сомовых. Огромный размер и загадочность клада вызвали тогда много предположений об обстоятельствах, при которых он был спрятан. Ряд вещей был завернут в газету «Русская воля» за июль — сентябрь 1917 года, что позволило примерно датировать его закладку.

Как сообщает пресс-служба Государственного музея-заповедника «Царское Село», управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе Управделами президента РФ передало клад на хранение их музею в 2018 году и сотрудники начали его изучение. Был установлен предполагаемый последний владелец предметов. Видимо, им был Сергей Сергеевич Сомов, поручик лейб-гвардии Гусарского полка, женатый на Наталье Нарышкиной, дочери владельца особняка, Василия Львовича Нарышкина, чиновника Министерства иностранных дел.

Одна из шкатулок, найденных в кладе, содержала документы Сергея Сомова: увольнительный билет воспитанника Императорского училища от 28 мая 1908 года; два свидетельства, разрешающих ношение оружия; свидетельство с указанием заслуг Сомова по отличному выполнению всеобщей мобилизации (с вручением медали для ношения на груди на ленте ордена Белого орла). Также в числе вещей — дорожная мыльница с монограммой «СС» и дорожный несессер с гербами Сомовых и Нарышкиных (видимо, свадебный подарок).

Специалисты, изучавшие клад, предполагают, что Сомов стал хранителем ценностей семьи своей жены, после того как Нарышкины уехали из Петрограда и, вероятно, непосредственно их прятал. Сомов умер в 1976 году в Париже, через два года скончалась его супруга. После завершения реставрации Александровского дворца в Царском Селе предметы из клада дополнят его экспозицию. 

Новости о находках кладов появляются регулярно. Например, в феврале этого года в Москве в районе Долгоруковской улицы был найден клад из 97 медных и серебряных монет (на общую сумму 35,5 руб.), датированных 1880–1914 годами. Монеты отправлены на реставрацию, после которой их передадут в Музей Москвы. Более поразителен другой клад, обнаруженный в январе в Ташкенте: в подвале старинного дома был найден тайник с множеством предметов, в числе находок — экспонаты из дореволюционной коллекции местного дворца Романовых, монеты, книги, слитки. Узбекская пресса сообщает, что среди них есть вещи, принадлежавшие жертвам сталинских репрессий, что сдвигает время создания тайника от революционных лет к середине ХХ века.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+