18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кристаллизация противоположностей в Венеции

Ольга Тобрелутс и Мице Янкуловски объединились на выставке в павильоне Северной Македонии на Венецианской биеннале современного искусства

Выставка «Транскодер. До и после медиа в абстракции» — отличный пример построения выставки на контрасте. Русская художница Ольга Тобрелутс работает с компьютерным изображением и буйным цветом, а македонец Мице Янкуловски пишет свои абстракции только черной краской, и компьютер ему в работе не нужен. Их совместная выставка открыта в павильоне Северной Македонии, представляющем графическое биеннале Osten в Скопье. Павильон расположился в старинном палаццо Ка’Дзанарди, рядом с другими дворцами, принявшими замечательные выставки биеннале.

«Транскодер» — своеобразная матрешка, выставку воспринимаешь и понимаешь постепенно. Первое впечатление эффектное: большие черные монохромные полотна рядом с изображениями многоцветных кристаллов на круглых картинах в полированных черных рамах. Вот, кажется, полный контраст противоположностей: монохромность и многоцветие, прямоугольники и окружности, изображение и его отсутствие, маскулинная брутальность и декоративная феминность. В общем ян и инь, только мужское начало тут черное.

Общность открывается, если разглядеть черные полотна внимательно. Картины Янкуловски рельефные, и под разным углом освещения они оживают, обнаруживая орнаменты. Тайны работ Тобрелутс тоже понимаешь не сразу, а, как ни странно, фотографируя их. На экране они не теряют, как традиционная живопись, объем, глубину, а, наоборот, обретают их. Тобрелутс говорит, что так картины вспоминают свое рождение. Она выращивает свои кристаллы-фракталы, похожие на диковинные цветы, в компьютере, в тотальном свете, а потом переписывает их на холсты. При естественном освещении изображение становится нежнее и мягче, а возвращаясь на экран, опять светится неземным, виртуальным светом.

Черные блестящие рамы картин Тобрелутс на свету бликуют, посылая световую поддержку черным рельефам Янкуловски. Противоположности, как им и положено, притягиваются. Забавно, что традиционная живопись здесь действительно трехмерна, а перекодированная компьютерная только создает иллюзию объема.

Кроме ярких (и в прямом, и в переносном значении слова) визуальных впечатлений, выставка дает возможность понять, что медийная живопись не противоречит традиционной: обе создаются художниками, работающими со светом. «Название выставки отсылает к размышлениям философа Поля Вирильо о смысле измененного образа и его новых отношениях с миром. „Перекодирование“ исходит из того, что художественный образ всегда имеет отношение к коду, выступающему основой для его понимания. В конце XX века под влиянием медиа эти коды изменились, что нельзя не учитывать, интерпретируя живопись, даже если картина написана маслом в традиционной манере или использует медиа- и компьютерные образы» — напоминает зрителям пояснение к выставке.

До 10 июня

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+