The Art Newspaper Russia
Поиск

Холодно быть человеком

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка Олега Григорьева, собранная из нескольких частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы. Она приурочена к 75-летию со дня рождения поэта и художника

Большая часть стихотворного наследия Олега Григорьева уже давно стала питерским городским фольклором. Но как художника массовый зритель его почти не знает, хотя рисунки и живописные работы Григорьева трепетно хранят и собирают многие петербургские и московские коллекционеры.

В названии выставки использована строка одного из стихотворений Григорьева — «Однако холодно быть человеком, если ты сам среди звезд не звезда». Олег Григорьев родился в 1943 году в эвакуации в Вологодской области. После снятия блокады мать с детьми вернулась в Ленинград. Он хорошо рисовал и в 13 лет поступил в Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, где учился в одном классе с Михаилом Шемякиным, с которым подружился.

По воспоминаниям Шемякина, периодически учителя устраивали чистки в поисках «формализма», а виновных исключали. Эта участь постигла его самого, Эдуарда Зеленина, Геннадия Сотникова, Геннадия Устюгова, а через пять лет учебы исключили и Олега Григорьева. Много позже Григорьев в компании друзей, как воспоминал известный поэт Михаил Яснов, говорил, что «должен был стать художником, но не отстоял себя как живописца».

Выставка в Музее Анны Ахматовой представляет все ипостаси художника Григорьева: более 200 графических и живописных работ, фотографии, видео и арт-объекты. На стенах, разделяющих экспозиционное пространство на периоды жизни и зашитых плотной черной бумагой, ножом, как по столу, вырезаны его стихи. При входе посетителей встречает стойка с черными рабочими халатами, которые предлагают надеть каждому гостю, чтобы не испачкаться.

Еще на стойке можно взять черную фанерную лопатку с длинным черенком и черным квадратом наверху с маленькой квадратной дыркой посередине. Как рассказал корреспонденту TANR автор инсталляции, архитектор Сергей Падалко, возглавляющий архитектурную мастерскую «Витрувий и сыновья», именно эта черная квадратная лопатка с квадратной дыркой стала отправной точкой всей инсталляции. «Это устройство Олег Григорьев придумал еще в художественной школе при Академии художеств, где он учился, — объясняет он. — Он изобрел свой способ рассматривать живопись и вообще смотреть на мир сквозь прорезанное в черном картоне окошко, фактически кадрируя изображение. Олег сам себя называл „рабочим человеком“, и мы предлагаем посетителям на некоторое время стать Олегами Григорьевыми: надеть рабочие халаты, взглянуть на мир его глазами и окунуться в эпоху 1970–1980-х, когда он жил и творил».

В первом зале представлен «визуальный словарь» предметов, которые чаще всего становились героями стихов и рисунков Григорьева. Здесь собран целый букет из ключей, метел, вороньих чучел, велосипедов, ржавых железяк и сухого борщевика. В центре зала выделена маленькая комната с фотографиями Григорьева и его друзей. На экране старенького телевизора в режиме нон-стоп идет короткий фильм о его жизни. И здесь же на обоях развешаны засушенные бабочки — как напоминание о том, что из своей первой ссылки в Вологодскую область он привез коллекцию редких бабочек, которую даже хотела приобрести у него Академия наук.

«Он — один из моих любимых поэтов, но мне, искусствоведу, всегда было обидно за него как за художника, — рассказывает Ольга Морозова, сотрудница музея и куратор выставки. — И хотя он говорил, что не отстоял себя как художника, он им был. Мы собрали на выставке его работы, которые никогда вместе не встречались, даже в доме у самого Григорьева».

О том, что и все окружавшие Олега Григорьева, поэты и художники, ценили его талант рисовальщика и живописца, говорит и тот факт, что в частных коллекциях хранились даже фрагменты его работ, когда-то случайно разорванные — на выставке они соединились в одно целое.

И конечно, на всем пространстве присутствуют предметы, ставшие его «самой большой любовью» и причиной смерти, — ряды пустых винных бутылок, горки граненых стаканов. Олег Григорьев умер от прободения язвы, вызванного хроническим алкоголизмом.

«Когда читаешь подробности о жизни Григорьева, испытываешь странное чувство, — говорит Ольга Морозова. — Ты все еще восхищаешься стихами, но в какой-то момент начинаешь ощущать реальный ужас, шок от того, что он делал со своей жизнью. Когда я писала кураторский текст, я сначала думала, что это история о том, как система уничтожила художника. А потом поняла, что это и о том, как он сам себя уничтожал. Это еще и история саморазрушения художника».

Выставка «Холодно быть человеком» открыта в Музее Анны Ахматовой до 12 мая.

Просмотры: 3794
Популярные материалы
1
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
2
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
3
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
4
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
5
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
6
Полотно Айвазовского стало самым дорогим лотом, проданным Sotheby’s онлайн
Аукционный дом Sotheby’s провел онлайн-торги русским искусством, лидером которых стало полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив», приобретенное за £2,3 млн.
04 июня 2020
7
Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви
Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое.
04 июня 2020
8
Павлу Никонову — 90!
Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит».
03 июня 2020
9
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
10
Французские музеи поделились планами поэтапного открытия в июне и июле
Лувр собирается открыться 6 июля с соблюдением норм социального дистанцирования и с доступом к ограниченному выставочному пространству.
03 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru