18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж отреставрировал астрономические часы XVI века

Они были изготовлены немецкими мастерами по заказу императора Священной Римской империи Рудольфа II для Ивана Грозного

Изготовленные немецкими мастерами Георгом Роллем и Иоганном Рейнгольдом в 1584 году, эти астрономические часы являются, по мнению специалистов, одним из самых сложных устройств XVI века. Многие годы часы хранились в Государственном Эрмитаже в нерабочем состоянии, поскольку были утеряны важные детали внешнего оформления. После реставрации механизм приобрел первоначальный облик.

Представляя экспонат, директор музея Михаил Пиотровский заметил, что у новейших технологий есть предшественники, которые хранятся в Эрмитаже. Это и разнообразные часы, и другая историческая механика. «Все эти механизмы — тот же самый искусственный интеллект своего времени», — сказал Пиотровский.

Часы-глобус покрыты позолотой, их высота 50 см, диаметр 31 см. Они были изготовлены немецкими мастерами по заказу императора Священной Римской империи Рудольфа II как особо ценный дипломатический подарок. Всего было сделано шесть таких механизмов; два император оставил себе, остальные подарил некоторым правителям, в том числе Ивану Грозному. Но к тому моменту, когда часы прибыли в Россию, Иван Грозный уже скончался, и подарок достался Федору Иоанновичу. Долгое время прибор находился в собрании Кремля, позже попал в Эрмитаж.

Процесс реставрации уникальных часов-глобуса проходил в несколько этапов. Как рассказал Михаил Гурьев, заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа, первый этап закончился к 2015 году, когда реставраторы завершили восстановление внутреннего часового механизма. Он неплохо сохранился для своего почтенного возраста, потому что всю жизнь находился внутри часов.

На втором этапе реставраторам предстояло восстановить внешний облик часов, которые утратили ключевые внешние элементы, ради которых они и создавались, — отсутствовали Луна и Солнце, движущиеся по небесной сфере. Специалисты Эрмитажа съездили в Дрезден и Лондон, чтобы осмотреть сохранившиеся глобусы, братья-близнецы. Они сняли размеры и по ним восстановили то, что было утрачено: технические элементы и часть декоративных, чтобы максимально приблизиться к авторскому образу. В ходе реставрации специалисты задались вопросом: а зачем был сделан глобус? На этот вопрос ни российские реставраторы, ни их иностранные коллеги не могли ответить однозначно.

«Тогда мы решили обратиться к фигуре заказчика — императора Священной Римской империи Рудольфа II, — рассказал Михаил Гурьев. — Император не интересовался политикой или экономикой, зато собрал у себя в Пражском дворце 5,5 тыс. скульптур и картин. Он заплатил 1,2 тыс. талеров за один глобус, в то время как годовой доход дворянина составлял примерно 120 талеров. Это именно его представляли на балу у Воланда в романе Булгакова „Мастер и Маргарита„: „Королева, секунду внимания: император Рудольф, чародей и алхимик“. Он интересовался некромантией, алхимией, астрологией. А для задач некромантии и алхимии нужно было знать точное положение планет в конкретный момент действия, чтобы начинать свои занятия при определенном положении светил».

Часы были отреставрированы при финансовой поддержке компании Samsung, с которой у Эрмитажа сложились многолетние партнерские отношения. В ближайшее время уникальный механизм займет место в постоянной экспозиции музея. Часы будут демонстрироваться в разобранном состоянии, чтобы посетители могли оценить красоту и совершенство работы мастеров XVI века.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+