The Art Newspaper Russia
Поиск

Во имя Венецианской хартии

В музее-заповеднике «Гатчина» завершена реставрация дворцовой церкви и Арсенального зала, а также консервация с элементами воссоздания Чесменской галереи

Нынешний этап реставрационных работ в Гатчине выполнялся по программе петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в 2017–2018 годах на общую сумму 265 млн руб. Их провели компании «Возрождение Петербурга» и «Реставратор».

Из всех пригородных дворцово-парковых ансамблей Северной столицы Государственный музей-заповедник «Гатчина» начали восстанавливать позже других. За Большой Гатчинский дворец, который был возведен Антонио Ринальди, затем перестроен сперва по проекту Винченцо Бренны, а потом еще раз — по проекту Романа Кузьмина, реставраторы взялись только в 1976 году. Отдельные залы были предъявлены публике через десять лет, 8 мая 1986-го. А впервые бывшая императорская резиденция открыла двери для посетителей 19 мая 1918 года. Между этими двумя майскими днями был раннесоветский показ в духе «как жили цари», разрушение дворца в годы Великой Отечественной и долгое использование сохранившихся частей здания различными военными организациями.

В 1938–1940 годах в ходе инвентаризации интерьеры дворца зафиксировал фотограф Михаил Величко. Его архив послужил ценным иконографическим источником для реставраторов. Но после 1985 года возникали затяжные паузы, и лишь в последнее десятилетие финансирование из бюджета Петербурга идет ритмично, что позволяет раз в несколько лет открывать новые залы. Нынешняя триада началась с церкви Живоначальной Троицы. Она располагается в северо-восточной части Кухонного каре Большого Гатчинского дворца, в трехэтажном объеме, увенчанном граненым куполом. Храм был построен одновременно с дворцом. Первоначальный объем церкви был изменен при перестройках Кухонного каре в 1844–1849 годах. Во время войны церковь оказалась единственным уцелевшим в пожаре помещением дворца, что породило массу легенд о чуде.

За последние два года в храме и крипте отреставрированы чугунные лестницы, штукатурная отделка, восполнены искусственным белым мрамором повреждения колонн. В церкви воссоздан паркет со сложным геометрическим орнаментом из ценных пород дерева, а в крипте отреставрирован пол с мозаикой «терраццо». Церковь сейчас служит по своему прямому назначению, находясь в ведении общины, созданной музейными сотрудниками.

Двусветный Арсенальный зал, главное помещение Арсенального каре дворца, построили в 1797 году по проекту Бренны; полвека спустя его капитально переделал Кузьмин, который все же сохранил идею прямоугольника, разделенного мощными колоннами на три нефа. Зал украшали два декоративных камина и мраморные подоконники, в него вела «дверь одностворчатая орехового дерева с зеркальным стеклом и хрустальной ручкою». Пол Арсенального зала по замыслу архитектора выстилался из дуба с украшением по периметру амарантовыми фризами.

В фонде графики ГМЗ «Гатчина» сохранились чертежи второй половины XIX века, которые очень помогли при реставрации. Во времена Александра III, сделавшего Гатчину своей главной загородной резиденцией, Арсенальный зал был ярким образцом эклектики — с диванами, картинками, чучелами медведей. Это богатство хорошо видно и на фотографиях Величко. К нашему времени от него не осталось и следа. Даже дверные проемы были переложены — один появился вместо камина. В полу красовались железобетонные подушки, служившие фундаментами тяжелых станков.

Реставрационный совет музея принял решение реконструировать интерьер Арсенального зала на основе акварели Эдуарда Гау 1876 года. Были воссозданы лепной декор в виде растительного орнамента, паркет, оконные заполнения из дуба, подоконники и камины из белого мрамора, люстра над бильярдом и бра на колоннах. По мысли Василия Панкратова, директора ГМЗ «Гатчина», зал должен напоминать о своем назначении: это место для вечерних встреч и бесед в кругу императорской семьи.

Дошли руки и до Чесменской галереи, расположенной в центральном корпусе дворца. Она была построена в конце XVIII века по проекту все того же Бренны. Стены украшали картины Якоба Филиппа Гаккерта, изображающие Чесменское морское сражение 1770 года и перемежающиеся лепной воинской арматурой. Центром южной стены была сложная архитектурно-декоративная композиция с камином и зеркалом над ним. В 1944 году пожар уничтожил почти все, включая деревянные перекрытия и кровлю, статуи и лепные украшения. В 1970-х было выполнено монолитное железобетонное перекрытие, но до 2018 года помещение не реставрировалось. В ходе нынешних работ расчистили и законсервировали штукатурную историческую отделку и гипсовый декор — там, где они сохранились; восполнили утраты кирпичной кладки, укрепили остатки позолоты, воссоздали дверной портал, фрагменты отделки стен и паркетного пола.

Однако музей, в полном соответствии с Венецианской хартией, все же отказался от воссоздания Чесменской галереи. Решено сохранить полуразрушенные стены, зияющие дыры, следы сажи — как напоминание о войне. К маю, сообщил нам Василий Панкратов, готовится мультимедийная инсталляция, которая расскажет о военной трагедии 1944 года. 

Материалы по теме
Просмотры: 2052
Популярные материалы
1
В Венеции проходит ретроспектива Аршила Горки
В Ка’Пезаро привезли лучшие работы художника, от сезаннистских портретов 1920-х годов до абстрактных «пейзажей» 1940-х.
20 мая 2019
2
Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее
Главный прирост в российских музейных социальных сетях идет через Instagram — что вполне в мировом тренде.
22 мая 2019
3
Режиссер Дмитрий Черняков стал куратором 8-й Московской биеннале
Тему основного проекта, который покажут осенью в Третьяковке на Крымском Валу, в новообретенном после закрытия ЦДХ пространстве «Лаборатория», объявят позже.
23 мая 2019
4
Нотр-Дам-де-Пари может рухнуть от ветра и нуждается в срочном укреплении
К такому выводу пришли специалисты после первичной оценки ущерба от пожара, который уничтожил крышу и шпиль собора в ночь с 15 на 16 апреля.
22 мая 2019
5
Елена Титова: «Стремимся привлечь молодежь, особенно креативный класс»
Совсем недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел ребрендинг, и теперь он именуется Музеем декоративного искусства. О том, какие изменения произошли и происходят здесь на практике, нам рассказала его директор.
22 мая 2019
6
Умер Альберто Сандретти, друг русского искусства
Весть о смерти итальянского коллекционера (он скончался в Милане в возрасте 86 лет) опечалила очень многих в российском арт-сообществе: он не просто долгие годы покупал русское искусство, но был настоящим другом многим художникам.
20 мая 2019
7
Ударную неделю аукционов в Нью-Йорке достойно завершили Phillips и Sotheby’s
На вечерних торгах Phillips удалось продать 42 из 43 предложенных лотов на $100 млн. Настроение у участников и зрителей было приподнятым, и это подготовило почву для завершающего аккорда — вечернего аукциона Sotheby’s.
20 мая 2019
8
Алексей Курочкин: «Я не сохну над вещами, как Кощей»
Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия.
21 мая 2019
9
Исторический барельеф обещают вернуть в «Лужники» после реставрации
В конце мая восстановленный барельеф работы известных советских скульпторов должны полностью смонтировать внутри нового Дворца водных видов спорта, построенного на месте бассейна «Лужники».
23 мая 2019
10
В Музее архитектуры имени А.В.Щусева проходит выставка «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом»
Архитектору удалось осуществить более 100 проектов, большинство в родном Ленинграде.
20 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru