18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сверкая мрамором янтарным

№51
Материал из газеты

Гатчинский дворец обрел лестницу

В Государственном музее-заповеднике «Гатчина» после трехлетней реставрации открыли Мраморную лестницу — центральное парадное пространство Арсенального каре Большого дворца.

Лестница, построенная в середине XIX века по проекту Романа Кузьмина — модного архитектора николаевской эпохи, отделана натуральным и искусственным мрамором янтарных оттенков. Длинный марш ее украшен изящной чугунной решеткой, напоминающей петербургские ограды.

Эта часть дворца особенно сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Первый ремонт лестницы был сделан в 1950-е размещавшимся в здании оборонным предприятием. Нынешняя научная реставрация по сохранившимся документам и предвоенным фотографиям проведена по проекту института «Ленпроектреставрация».

Как сообщил TANR директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов, в прошедшем году музей получил из бюджета Петербурга на реставрационные работы около 250 млн руб. Помимо лестницы, в Арсенальном каре открылась для публики Ротонда под гербом. Завершена реставрация Зеленого коридора и фасадов внутреннего двора. Открыт театральный зал, который восстановили еще в послевоенные годы как дань памяти советским архитекторам-реставраторам, поскольку не сохранилось иконографии ни павловского времени, ни середины XIX века.

Всего за несколько последних лет в Арсенальном каре воссоздали треть исторических интерьеров. Если финансирование сохранится на нынешнем уровне, то за пять-шесть лет работы здесь (а это прежде всего Арсенальный зал и комнаты Николая I) могут быть полностью завершены, что еще десятилетие назад казалось абсолютной фантастикой. В этом случае — с учетом открытого для посетителей Центрального корпуса — можно будет говорить о полной реставрации Большого Гатчинского дворца.

Кухонное каре, симметричное Арсенальному, не имело интересных исторических интерьеров, к тому же сильно пострадало от послевоенного использования «оборонкой». Возможно, там будет воссоздано двухсветное пространство кухни, а каре станет фондохранилищем. Сейчас музей обсуждает идеи будущего использования Кухонного каре с петербургскими архитекторами.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+