The Art Newspaper Russia
Поиск

Приоритет критика

Искусствовед, куратор Михаил Каменский в связи с открытием в ИРРИ выставки «Пора разобраться!» согласился объяснить нам, почему имя его отца, критика и публициста Александра Каменского, оказалось так прочно вписано в историю искусствознания

Выставка «Пора разобраться!» открылась в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) в Москве. Название она получила от заголовка статьи, опубликованной за несколько месяцев до событий, произошедших в Манеже на выставке «30 лет МОСХ», — событий, которые, по сути, завершили оттепельный период в культуре и искусстве. А начал его в своих статьях художественный критик, историк искусства и публицист Александр Абрамович Каменский (1922–1992), вокруг архива которого и строится выставка.

Александр Каменский стоял у истоков оттепельного искусствознания: сражался за объявленных формалистами классиков, подарил искусству 1960-х звучный термин «суровый стиль» и стал идеологом и соавтором концепции знаменитой выставки «30 лет МОСХ» в Манеже. Его сын, искусствовед и куратор Михаил Каменский, по просьбе нашей газеты согласился объяснить, почему имя Александра Каменского оказалось так прочно вписано в историю искусствознания.

1. В 1948 году 26-летний аспирант ГМИИ им. А.С.Пушкина Александр Каменский пришел к выводу, что картина Рембрандта, известная как «Автопортрет с Саскией на коленях», изображает не сцену из домашней жизни художника, а похождения блудного сына. В 1972 году рентгенологические исследования, проведенные специалистами Дрезденской картинной галереи, подтвердили открытие московского искусствоведа и позволили утвердить новое название картины — «Блудный сын в таверне».

2. Начиная с 1948 года Каменский отстаивал право художников, заклейменных советской идеологией как чуждых народу буржуазных формалистов, на место в истории отечественного искусства, в фондах музейных собраний и на стенах музейных экспозиций. Из-за этого искусствовед стал объектом травли и гонений в советской прессе. После смерти Сталина его критические статьи, в частности в журнале «Новый мир», открыли эпоху оттепели в советском искусствознании. В них Каменский называет основные проблемы современного искусства: культ личности как источник деформации представлений о правде; разрушительное влияние Александра Герасимова, Дмитрия Налбандяна и других символов парадного официоза того времени на художественную политику страны; провозглашение «культовых полотен» высшим достижением и образцом для подражания.

3. Каменский выступил идеологом молодых художников, олицетворявших собой современное передовое искусство 1960-х, свободное от извращений культа личности. Критик сформулировал эстетическую платформу молодого искусства и дал ему название «суровый стиль». Как один из соавторов концепции выставки «30 лет МОСХ» (1962) он добился изменения стереотипа отчетных выставок, традиционно начинавшихся с парадных портретов вождей и картин, победно рапортующих о торжестве социализма. Выступив как куратор, он разместил на переднем плане произведения репрессированных и незаслуженно забытых мастеров МОСХа 1920–1930-х годов. В частности, одно из центральных мест в экспозиции Каменский отдал работе «Обнаженная» Роберта Фалька, впоследствии вызвавшей ярость Никиты Сергеевича Хрущева.

4. В 1964 году первым среди художественных критиков подверг некомплиментарному разбору произведения Ильи Глазунова.

5. В 1966 году Каменский закончил рукопись книги, посвященной истории отечественного искусства советского периода. Рукопись оказалась неприемлемой для советских издательств и в обход цензуры вышла в 1969 году в Болгарии под названием «Искусство гуманизма», причем только на болгарском и немецком. В ней впервые в послевоенный период в едином контексте истории советского искусства наряду с официально признанными мастерами были упомянуты имена Натана Альтмана, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Марка Шагала и Давида Штеренберга, репродуцированы их картины. В течение нескольких лет по настоянию советской стороны книга была запрещена к распространению.

6. В начале 1960-х годов вступил в переписку с Шагалом, готовя книгу о главном, российском периоде жизни художника. В течение трех десятилетий, преодолевая идеологический запрет на имя художника, по крохам собирал уникальный материал. Не имея возможности публиковать результаты своих исследований, читал лекции о художнике, делал все, чтобы вернуть имя Шагала в историю русского искусства и переместить его произведения из закрытых запасников в музейные экспозиции. Александр Каменский стал первым советским искусствоведом второй половины ХХ века — автором системного исследования творческого пути Марка Шагала. Отечественные издательства отказались публиковать фундаментальный труд Каменского, посвященный художнику. В 1988 году, в значительно сокращенном виде, книга вышла во Франции. Полностью монография «Марк Шагал — художник из России» была издана в 2005 году и стала вторым исследованием о Шагале на русском языке после вышедшей в 1918 году книги Абрама Эфроса и Якова Тугендхольда.

Оставшийся после Александра Каменского архив — уникальный свод документов целой эпохи в художественно-политической истории искусства нашей страны, с 1950-х до 1990-х годов. Эти материалы позволяют по-новому увидеть и понять отечественное искусство XX столетия — как через призму бюрократической переписки и стенограмм заседаний, так и через неопубликованные статьи, сатиры и личные письма. В настоящий момент ИРРИ оцифровал почти 20 тыс. листов документов и фотографий из этого архива. На выставке архивная часть представлена в сопровождении произведений Сергея Коненкова, Александра Лабаса, Мартироса Сарьяна, Владимира Фаворского, Роберта Фалька, Марка Шагала и других художников. Параллельно с выставкой ИРРИ планирует публикацию архивов Александра Каменского на онлайн-платформе «Сеть архивов российского искусства» (RAAN), основанной Музеем современного искусства «Гараж».

Институт русского реалистического искусства
Пора разобраться! Архив Александра Каменского. Художники и критики
5 апреля – 11 августа

Просмотры: 2625
Популярные материалы
1
Куратор Эрмитаж и Венецианская биеннале
В этом году павильон России на Венецианской биеннале, который курирует великий музей Эрмитаж, дал повод к противоречивым переживаниям — от резкого неприятия до восхвалений. Рассказывает главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 мая 2019
2
Люк Тюйманс: «Люди становятся все более и более тупыми, до невозможности тупыми»
Бельгийский художник, чья большая выставка проходит в венецианском Палаццо Грасси параллельно с биеннале, объясняет, как живопись может помочь нам в борьбе с собственным невежеством.
13 мая 2019
3
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение.
14 мая 2019
4
10 работ на биеннале в Венеции, от которых невозможно отвести взгляд
Туман, шелковое сердце и войлочная башня, кровавая метла и гибельная лодка — на Венецианской биеннале каждый зритель найдет произведение, у которого задержаться.
14 мая 2019
5
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
6
Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»
Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти.
13 мая 2019
7
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
8
Венецианская биеннале — заложница своей популярности
Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале.
14 мая 2019
9
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
10
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru