The Art Newspaper Russia
Поиск

Многоуважаемый шкаф и прочая неоготика «Версаля на Зацепе»

Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина весной планирует показать отреставрированные интерьеры парадного вестибюля и воссозданный объем зимнего сада

Во время Великой Отечественной войны в здании музея разместили зенитную часть, поскольку его окна выходили на стратегический объект — Павелецкий вокзал. Когда немцы бомбили вокзал, доставалось и музею. «На чердаке в южной части здания, выходящей на Садовое кольцо, обнаружены следы пожара, так что наш музей тогда уцелел каким-то чудом», — рассказывает Ирина Смирнова, архитектор и заместитель генерального директора музея по развитию. Удивительно, но после победы особняк как следует не отреставрировали. «Утраты витражей в парадном вестибюле, выбитых ударной волной от взрывов во время войны, мы восполняем только сейчас. По сути, это первая научная реставрация здания за 125 лет», — добавляет Смирнова.

Самая красивая часть интерьеров музея — парадный вход и вестибюль с лестницей. Лишь здесь сохранилось подлинное декоративное оформление в стиле модерн. В первом тамбуре центрального входа отреставрированы дверные полотна и метлахская плитка на полу, восстановлена колеровка стен и стрельчатого свода. В самом вестибюле дополнены в правильных оттенках гигантские витражные окна, расчищена настенная и потолочная живопись. Верхняя площадка парадного вестибюля, стены которого обиты штофом, тоже предстанет в первозданной красе: здесь будет воссоздано утраченное кованое ограждение лестницы. Увы, заказывать реплики старинных светильников для музея дорого, да и советские люстры, когда-то подаренные столичным метрополитеном, прижились в историческом интерьере.

Работы коснулись и северо-восточного угла особняка. Архитектор Карл Гиппиус изначально устроил здесь белокаменную открытую лестницу в итальянском стиле, плавно спускавшуюся в сад. Затем Бахрушины поняли, что в нашем климате это бессмысленная роскошь. Сотрудник мастерской Федора Шехтеля Илья Бондаренко спроектировал на этом месте застекленный зимний сад, использовав лестницу в качестве основания. Новое помещение увенчивалось пирамидой со стеклянной кровлей. Эта конструкция рухнула во время Великой Отечественной — и вот наконец будет восстановлена в соответствии с найденной исторической фотографией 1910-х годов. Жена Алексея Бахрушина запечатлела на ней сына, катающегося со снежной горки; на заднем плане отчетливо просматривается шатер зимнего сада. 

«Теперь в нашем музее появится еще одно большое выставочное пространство, — говорит генеральный директор Дмитрий Родионов. — Мы организуем в нем экспозицию бюстов деятелей театра, а также поставим диванчики, создав зону рекреации. Сейчас мы работаем с историками ландшафтного дизайна и комнатного цветоводства, которые на основе старинных фотографий и архивных данных помогают нам подобрать именно те растения, которые были модными в эпоху модерна и могли украшать русский зимний сад 1900–1910-х годов». В 2015 году в цокольном этаже был открыт восстановленный по исторической фотографии нижний кабинет Бахрушина, куда вернулись родные мебель и картины. Ныне подошла очередь парадного вестибюля, граненой столовой и кабинета, расположенных на основном этаже. 

Граненая столовая с витражными окнами, выходящими на восток, к сожалению, полностью утратила прежнюю отделку, поэтому для придания ей исторического облика использованы реплики печатных обоев с изображением чертополоха, тканых фризов с растительным орнаментом, воссозданных по фотографиям, как и кессонированный потолок. 

В историческую столовую вернутся два знаменитых резных неоготических буфета, реставрация которых выполнялась впервые за все время их бытования. Чудом обнаружился и еще один подлинный бахрушинский шкаф, заказанный хозяином по рисункам Николая Султанова в Абрамцевских мастерских. Оказалось, он стоит в Российской государственной библиотеке искусств на Большой Дмитровке, где используется для хранения книг. Музей мечтает вернуть этот мемориальный шкаф на исконное место. 

Кроме того, к концу подошла реставрация фасадов, которая длилась несколько последних лет и оказалась весьма непростой из-за воздействия агрессивной среды Садового кольца. Восстановить первоначальный облик особняка оказалось сложно: изначально силуэт здания диктовали многочисленные каминные трубы, но в советское время все эти камины были снесены.
Следующий этап реставрации, включающий объем служебной лестницы, помещение бывшей буфетной и коридор цокольного этажа, музей предполагает закончить к осени, когда он будет праздновать свое 125-летие. 

Материалы по теме
Просмотры: 4993
Популярные материалы
1
Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
11 февраля 2020
2
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
3
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
4
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
5
Три века фарфора представлены в Эрмитаже
На выставке, посвященной 275-летию основания Императорского фарфорового завода, полтысячи уникальных предметов систематизированы по стилям.
11 февраля 2020
6
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
7
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
8
Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам
В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог.
14 февраля 2020
9
Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд
Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке
14 февраля 2020
10
В Русском музее вслушиваются в эхо ленинградского экспрессионизма
На выставке представлено более 200 работ 60 художников из петербургских музеев и частных собраний.
11 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru