18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бахрушинский музей откроет постоянную экспозицию, посвященную российской эстраде

Среди долгосрочных планов — создание музея эстрады, который может быть открыт в здании нынешнего кинотеатра «Пять звезд»

Генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина Дмитрий Родионов рассказал об открытии новых зданий и перспективах развития музея, который стремится воссоединить в исторических границах территорию усадьбы Алексея Бахрушина, до революции прозванной «Версалем на Зацепе».

К концу декабря этого года планируется завершить реставрацию пристройки к Каретному сараю — просторному историческому зданию, где сегодня проходят временные выставки и концерты. Пристройка была возведена в советское время, и поэтому не является памятником архитектуры. В ней разместится музейная инфраструктура, в том числе гардероб и кабинеты сотрудников.

Готика в порядке

Главный фасад старинного особняка в стиле английской псевдоготики сегодня тоже затянут строительными лесами. В будущем году музей будет праздновать 125-летие, и вдобавок 2019 год объявлен в России Годом театра. Поэтому Бахрушинский музей надеется завершить эту реставрацию как можно скорее. Открытие обновленного главного здания запланировано на январь-февраль, в крайнем случае на март.

Помимо фасадов, реставрируются и интерьеры. Первоначальный облик большинства из них утрачен, поэтому реставраторы пошли по пути создания исторических реплик. Поскольку сохранилось большое количество фотографий, стало возможным воссоздать кабинет Алексея Бахрушина. По стенам в том же порядке развешены его любимые картины, включая портрет жены, поставлена та же мебель, светильники. При этом экспозиция обогатится интерактивной частью: на реплике исторического дивана можно будет удобно сидеть, изучая на тачпаде справочную информацию о предметах, выставленных в комнате. Это восстановленное помещение надеются открыть для публики ко Дню театра 27 марта.

Благодаря завершению реставрации Каретного сарая и других зданий особняк освободят от несвойственных ему функций, переведут оттуда сотрудников. «Наконец-то дом задышит свободно», — говорит Родионов. Здание целиком отведут под постоянную экспозицию. На первом этаже покажут личную коллекцию Алексея Бахрушина, а в витринах на втором расположатся экспонаты, посвященные истории российского театра до 1917 года.

Обживаем медсанчасть

Более отдаленные планы более масштабны. Основной фронт работ — это приведение в порядок бывшей медсанчасти № 32, полученной музеем от мэрии Москвы в конце 2015 года. Типовое советское школьное здание было построено в 1937 году на участке бывшей бахрушинской усадьбы, позже оно сменило свое предназначение, и, наконец, в XXI веке его смогли перевести из муниципальной собственности в федеральную и отдать музею.

В нем планируется создать многофункциональный музейно-театральный центр. По словам Дмитрия Родионова, основная задержка с реконструкцией возникает как раз из-за юридических тонкостей и медленного документооборота. В 2018 году Бахрушинский музей завершил подготовку проекта реконструкции, документы отправляются в Министерство культуры, а в марте 2019 года планируется объявить конкурс на проведение работ. Уже летом музей надеется начать реконструкцию, которая должна завершиться к первому или второму кварталу 2020 года.

Обновленное здание больше не будет похоже на школу. Проект предусматривает два выставочных зала по 500 кв. м, причем один из них будет многофункциональным. Сюда рассчитывают перевести всю инфраструктуру с кафе, книжным магазином, большим гардеробом, которую на территории музейного комплекса больше нигде невозможно создать. На трех верхних этажах расположатся фондохранилища, которые музей наконец-то сможет переместить из мемориальных помещений. Сотрудники и посетители Бахрушинского получат возможность работать с архивами. Тем не менее директор вынужден признать: «К сожалению, это не решит проблему дефицита места окончательно. По нашим подсчетам, музею нужно еще 6–7 тыс. кв. м».

Музей эстрады

Особенный интерес вызывает предназначение будущего второго большого зала в новом здании. Музей откроет там экспозицию, посвященную российской эстраде. Подчеркнем, под выражением «российская эстрада» театроведы понимают не современный шоу-бизнес, а всю историю развития русской популярной сцены, начиная со второй половины XIX столетия — цыганских хоров, Анастасии Вяльцевой, Антонины Неждановой, кабаре Серебряного века. Концепция экспозиции уже разработана и согласована в министерстве. Сейчас сотрудники музея занимаются пополнением собрания, заполняя пробелы в нем, в особенности в части эстрады советской эпохи, белой эмиграции, а также нынешней эпохи.

Как сообщил Дмитрий Родионов, музей ведет переговоры со многими известными артистами и наследниками звезд по поводу закупок мемориальных предметов. Он рассказал, что недавно скончавшийся Иосиф Кобзон вообще предлагал создать отдельный музей российской эстрады, однако не смог воплотить эту идею.

В Бахрушинском музее считают, что мысль создать не просто экспозицию, а целый музей эстрады в качестве филиала, конечно, прекрасна. В последние годы, благодаря сотрудничеству мэрии и министерства, музей смог вернуть практически всю территорию бывшей купеческой усадьбы, отобранную в советское время, в том числе даже землю под бывшей макаронной фабрикой.

Один из оставшихся в чужих руках участков — территория, на которой с 1948 года стоит кинотеатр «Пять звезд» (бывший «имени Моссовета», бывший «Центральный детский»). Сегодня это здание принадлежит городу и находится в аренде сроком на 25 лет у киносети. По словам Родионова, уже прошли предварительные переговоры и киносеть не против переехать в другое помещение, если мэрия сможет его предоставить. После этого здание необходимо будет перевести из муниципальной собственности в федеральную, подготовить проект реконструкции, найти на это бюджет… Так что пока отдельный музей эстрады остается только мечтой. Впрочем, концепция такого музея сотрудниками ГЦТМ им. А.А.Бахрушина уже подготовлена, и если министерство даст добро, то развернуть ее из экспозиции, посвященной эстраде, в здании медсанчасти, можно будет весьма быстро. Тем более что первый вариант концепции предусматривал именно открытие музея в отдельном здании.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+