The Art Newspaper Russia
Поиск

Павильон от Луки

Ситуация с Эрмитажем в Венеции демонстрирует положение нашего современного искусства. Кажется, нигде больше традиционные музеи так о нем не пекутся, как у нас

Новость, что куратором российского павильона на 58-й Венецианской биеннале стал Эрмитаж, несколько обескуражила профессиональное сообщество. Как правило, куратором выставок выступает человек, а не институция, тем более такая почтенная. Исключений пока не было. На сайте биеннале, правда, написано, что куратором все же является директор музея Михаил Пиотровский. Но сам Михаил Борисович сказал журналу «Город 812», что курировать павильон будет именно музей, и пояснил: «Создавать прецеденты, быть первыми — это наш стиль. Идея проекта — показать влияние универсального музея как хранителя мировой культуры на современного художника».

Эрмитаж не раз, как и другие крупнейшие мировые музеи, например лондонский Музей Виктории и Альберта, показывал выставки в Венеции во время биеннале (их курировал Дмитрий Озерков, зав­отделом современного искусства), но в национальном павильоне не выступал никогда.

Виктор Мизиано, дважды бывший куратором нашего павильона, говорит, что видеть директора музея в роли автора выставки, представляющей страну, неудивительно. «Венецианская биеннале — событие исключительно официозное, и к нему охотно привлекают серьезные институции и кураторов, встроенных в систему. Но и независимых, конечно, тоже. Случай с Пиотровским, однако, особый. Он не специалист в современном искусстве, по крайней мере он не курировал выставки, не имеет о нем печатных работ. В то же время Эрмитаж активно поддерживает современное искусство, а репутация Пиотровского сомнений ни у кого не вызывает». Кстати, в 1960 году павильон курировала Ирина Антонова.

Другая неожиданность — то, что экспонентами стали кинорежиссер Александр Сокуров и Александр Шишкин-Хокусай, много работавший в театре художник. В принципе, и в этом нет ничего удивительного: граница между жанрами в искусстве стирается, художники снимают фильмы, а сценографы работают над выставками. Немецкий павильон, выступивший на биеннале 2011 года с мощной инсталляцией театрального художника Кристофа Шлингензифа, получил «Золотого льва». Но участия такого большого, зрелого мастера кино в арт-биеннале не припоминается. 

Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, дважды будучи куратором павильона России, показывала в нем групповые выставки молодых художников. Считала, что Венецианская биеннале дает шанс для начала международной карьеры. Но это было именно ее принципиальное решение. В национальных павильонах чаще всего выставляют людей известных, с состоявшейся карьерой и большим стажем в профессии. Главное — именно мастеров современного искусства. 

«Идея позвать Сокурова, — считает Свиблова, — вписывается в тренд, режиссеры все чаще выступают кураторами. И я уверена, что Сокуров сотворит чудо. Он все делает серьезно и очень качественно, он обязательно удивит. Но я не понимаю, что дает Эрмитажу кураторство на биеннале. Это ничего не прибавит и не убавит бренду. Но, пока мы не увидим результата, ничего предугадать нельзя. Возможно, все будет прекрасно». 

Сокуров делает инсталляцию на тему великой картины из эрмитажного собрания «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Выставка будет называться «Лк 15:11–32» — по обозначению места в Евангелии от Луки, где приводится притча. Замысел режиссера воплощают студенты скульптурного факультета Санкт-Петербургского института имени И.Е.Репина, ректор которого Семен Михайловский является комиссаром — и обычно куратором — павильона России. По его словам, идея сделать выставку, связанную с рембрандтовским шедевром, принадлежит Сокурову. 

Шишкин-Хокусай на первом этаже павильона покажет инсталляцию «Фламандская школа». Он работает с фанерой — в нее и переведет некоторые музейные экспонаты, в том числе английский часовой автомат «Павлин». Подробно о своей работе художник не рассказывает, но легко предположить, насколько ироничной она будет. И очевидно, создаст контраст с инсталляцией всегда серьезного Сокурова.

Использование классических произведений, воспроизведение знаменитых картин в фотографии, видео, восковой скульп­туре, металлических прутьях и так далее — прием, давно разработанный многими художниками. Не новость и превращение павильона в подобие музея. И тут опять «но». Павильон России на Венецианской биеннале (не лучшее, к слову, произведение архитектора Алексея Щусева) с его русскими мотивами никак не вяжется с барочной нарядностью Зимнего дворца. Но будем надеяться, что талант и мастерство экспонентов и мудрость куратора преодолеют это противоречие. В любом случае, как заметила Свиблова, никто в Пиотровского и Сокурова камень не бросит.

Ситуация с Эрмитажем в Венеции демонстрирует положение нашего современного искусства. Кажется, нигде больше традиционные музеи так о нем не пекутся, как у нас. Пушкинский музей приглашает к себе современных художников и второй раз делает выставку в Венеции во время биеннале; в Третьяковке активно работает отдел новейших течений, в этом году она опять предоставляет свои площади Московской биеннале современного искусства; Эрмитаж принимал биеннале Manifesta и щедро выставлял у себя Яна Фабра, кстати и режиссера, и художника. Кажется, что музеи это делают не только из-за интереса, но еще и опекают современное искусство, как почтенные и уважаемые семьи поддерживают своим влиянием и авторитетом неблагонадежных в глазах начальства родственников. 

Материалы по теме
Просмотры: 5962
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
В ГМИИ им. Пушкина покажут коллекцию Фонда Louis Vuitton
65 произведений послевоенного и современного искусства 20 художников из разных стран займут все три этажа Волхонки, 14 и в известной мере изменят привычные интерьеры.
10 июня 2019
3
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
4
Мы Иван Голунов
Мы присоединяемся к кампании солидарности с арестованным журналистом Иваном Голуновым и публикуем его материал о реставрации фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ.
10 июня 2019
5
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
6
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
7
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
8
Александр Вихров: «Жизнь Наполеона много ярче приключенческого романа»
Наполеоника — популярная тема у коллекционеров во всем мире. Обладатель обширного собрания произведений искусства и мемориальных вещей, связанных с Наполеоном Бонапартом, Александр Вихров рассказал о своем восприятии этой исторической личности.
10 июня 2019
9
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
10
Выставка «Сны без Фрейда» проходит в музее «Эрарта»
Эпиграфом к выставке стало эссе китайского философа IV века до н.э. Чжуан-цзы о бабочке.
10 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru