The Art Newspaper Russia
Поиск

Павильон от Луки

Ситуация с Эрмитажем в Венеции демонстрирует положение нашего современного искусства. Кажется, нигде больше традиционные музеи так о нем не пекутся, как у нас

Новость, что куратором российского павильона на 58-й Венецианской биеннале стал Эрмитаж, несколько обескуражила профессиональное сообщество. Как правило, куратором выставок выступает человек, а не институция, тем более такая почтенная. Исключений пока не было. На сайте биеннале, правда, написано, что куратором все же является директор музея Михаил Пиотровский. Но сам Михаил Борисович сказал журналу «Город 812», что курировать павильон будет именно музей, и пояснил: «Создавать прецеденты, быть первыми — это наш стиль. Идея проекта — показать влияние универсального музея как хранителя мировой культуры на современного художника».

Эрмитаж не раз, как и другие крупнейшие мировые музеи, например лондонский Музей Виктории и Альберта, показывал выставки в Венеции во время биеннале (их курировал Дмитрий Озерков, зав­отделом современного искусства), но в национальном павильоне не выступал никогда.

Виктор Мизиано, дважды бывший куратором нашего павильона, говорит, что видеть директора музея в роли автора выставки, представляющей страну, неудивительно. «Венецианская биеннале — событие исключительно официозное, и к нему охотно привлекают серьезные институции и кураторов, встроенных в систему. Но и независимых, конечно, тоже. Случай с Пиотровским, однако, особый. Он не специалист в современном искусстве, по крайней мере он не курировал выставки, не имеет о нем печатных работ. В то же время Эрмитаж активно поддерживает современное искусство, а репутация Пиотровского сомнений ни у кого не вызывает». Кстати, в 1960 году павильон курировала Ирина Антонова.

Другая неожиданность — то, что экспонентами стали кинорежиссер Александр Сокуров и Александр Шишкин-Хокусай, много работавший в театре художник. В принципе, и в этом нет ничего удивительного: граница между жанрами в искусстве стирается, художники снимают фильмы, а сценографы работают над выставками. Немецкий павильон, выступивший на биеннале 2011 года с мощной инсталляцией театрального художника Кристофа Шлингензифа, получил «Золотого льва». Но участия такого большого, зрелого мастера кино в арт-биеннале не припоминается. 

Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, дважды будучи куратором павильона России, показывала в нем групповые выставки молодых художников. Считала, что Венецианская биеннале дает шанс для начала международной карьеры. Но это было именно ее принципиальное решение. В национальных павильонах чаще всего выставляют людей известных, с состоявшейся карьерой и большим стажем в профессии. Главное — именно мастеров современного искусства. 

«Идея позвать Сокурова, — считает Свиблова, — вписывается в тренд, режиссеры все чаще выступают кураторами. И я уверена, что Сокуров сотворит чудо. Он все делает серьезно и очень качественно, он обязательно удивит. Но я не понимаю, что дает Эрмитажу кураторство на биеннале. Это ничего не прибавит и не убавит бренду. Но, пока мы не увидим результата, ничего предугадать нельзя. Возможно, все будет прекрасно». 

Сокуров делает инсталляцию на тему великой картины из эрмитажного собрания «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Выставка будет называться «Лк 15:11–32» — по обозначению места в Евангелии от Луки, где приводится притча. Замысел режиссера воплощают студенты скульптурного факультета Санкт-Петербургского института имени И.Е.Репина, ректор которого Семен Михайловский является комиссаром — и обычно куратором — павильона России. По его словам, идея сделать выставку, связанную с рембрандтовским шедевром, принадлежит Сокурову. 

Шишкин-Хокусай на первом этаже павильона покажет инсталляцию «Фламандская школа». Он работает с фанерой — в нее и переведет некоторые музейные экспонаты, в том числе английский часовой автомат «Павлин». Подробно о своей работе художник не рассказывает, но легко предположить, насколько ироничной она будет. И очевидно, создаст контраст с инсталляцией всегда серьезного Сокурова.

Использование классических произведений, воспроизведение знаменитых картин в фотографии, видео, восковой скульп­туре, металлических прутьях и так далее — прием, давно разработанный многими художниками. Не новость и превращение павильона в подобие музея. И тут опять «но». Павильон России на Венецианской биеннале (не лучшее, к слову, произведение архитектора Алексея Щусева) с его русскими мотивами никак не вяжется с барочной нарядностью Зимнего дворца. Но будем надеяться, что талант и мастерство экспонентов и мудрость куратора преодолеют это противоречие. В любом случае, как заметила Свиблова, никто в Пиотровского и Сокурова камень не бросит.

Ситуация с Эрмитажем в Венеции демонстрирует положение нашего современного искусства. Кажется, нигде больше традиционные музеи так о нем не пекутся, как у нас. Пушкинский музей приглашает к себе современных художников и второй раз делает выставку в Венеции во время биеннале; в Третьяковке активно работает отдел новейших течений, в этом году она опять предоставляет свои площади Московской биеннале современного искусства; Эрмитаж принимал биеннале Manifesta и щедро выставлял у себя Яна Фабра, кстати и режиссера, и художника. Кажется, что музеи это делают не только из-за интереса, но еще и опекают современное искусство, как почтенные и уважаемые семьи поддерживают своим влиянием и авторитетом неблагонадежных в глазах начальства родственников. 

Материалы по теме
Просмотры: 6946
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
3
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
4
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
5
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
6
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
7
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
8
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
9
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
10
Последний Боттичелли на рынке оценен в $30 млн. Или предпоследний?
В октябре картину, объявленную последней работой мастера в частных руках, выставят на ярмарке Frieze Masters. Однако известен еще один портрет, приписываемый Боттичелли, — он был продан летом на аукционе в Цюрихе.
13 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru