The Art Newspaper Russia
Поиск

Что ждали и чего не ждали от Репина

Только что выпущенный ролик к выставке Ильи Репина рекламирует то, что в рекламе не нуждается: художника все знают. Но на его ретроспективе в Третьяковской галерее каждый зритель сделает открытие

Большая ретроспективная выставка Ильи Репина в Государственной Третьяковской галерее — событие необычное. К ней приходится относиться не как к предыдущим большим показам наследия русских художников. Мне, по крайней мере, не удалось. В каталоге выставки Репина сравнивают не с художниками, а с Толстым и Чайковским: он тоже герой национального сознания, энциклопедия нравственных проблем русской жизни второй половины XIX века. «Фрукт — яблоко, художник — Репин» засело в сознании настолько крепко, что со временем никак не вытесняется. Формальный анализ (достоинства и просчеты композиции, особенности мазка и колорита, влияние старых мастеров и современников) и даже непосредственное восприятие — все пасует перед личным опытом, воспоминаниями.

По крайней мере, в социальной сети, где мои собеседники в основном искусствоведы и пишущие об искусстве журналисты, сразу после двух вернисажей, где собирается все та же профессиональная публика, личных высказываний было куда больше, чем знаточеских. Кто что с детства любит, когда что впервые увидел, «а вот это на выставке увидел как впервые», «а вот такая репродукция у нас в школе висела». Ну и много признаний о том, чего не только от Репина, но и от себя во время просмотра не ждали.

Например, портреты вдруг понравились, хотя всегда знали, что у Серова лучше. Или поздние вещи неожиданно удивили, ведь считалось, что в эмиграции старый уже художник потерял силу — а вот нет! Признаюсь, и я, закаленный ходок по музейным выставкам, увидев «Портрет баронессы В.И.Икскуль фон Гильденбандт», обрадовалась: «Красная шапочка!» — так называла картину в детстве, не в силах запомнить фамилию прекрасной брюнетки в алом с нежной ямочкой на подбородке.

Репин жил долго, работал запойно, наследие его огромно, и кураторы хотели представить его как можно полнее. Чтобы видно было, насколько он разный — идеологического ярлыка не навесишь. Даже народолюбцем не назовешь: один народ в «Бурлаках на Волге», другой — в «Крестном ходе в Курской губернии». А поздняя версия «Бурлаков» — «Быдло империализма» — и вовсе обескураживает, на карикатуру похожа. «Прием волостных старшин Александром III» из наследия ненавистника самодержавных порядков и автора «Ареста пропагандиста» не выкинешь, как и ажитированную интеллигентскую толпу в «Манифестации 17 октября 1905 года».

Смешали на выставке и удачи с неудачами, поскольку избыток творческого темперамента, жажда на все жизненные события живописно откликаться, желание публику удивить до скандала — все это чревато потерей меры. Широк художник, надо бы сузить, но не получается. Можно было, наверное, удержаться от показа, например, первого варианта «Не ждали», где вместо растерянного ссыльного — уверенная ссыльная. Но это, во-первых, интересно, во-вторых, показывает, как не сразу складывался сюжет ставшей хрестоматийной картины, по мотивам которой снят ролик, как раньше музей делал к выставкам Айвазовского, Верещагина и других. Так и выставили в Новой Третьяковке Репина — какой есть, но с уважением — словно на параде, четко перегородив пространство, сделав между временными стенами широкие проходы, чтобы максимально выставку упорядочить, простор для обзора оставить и публика не теснилась.

Внимательно рассмотреть выставку — труд непосильный. Что-то приходится пропускать. Я вот перед «Запорожцами» даже не задержалась: все равно не удалось глаз «размылить». Отскакивал он от холста, невыносимо бурного, перегруженного, от всех этих ржущих, вот-вот лопнут, пышущих жирными красками, колоритных, во всех значениях этого слова, персонажей. Зато застыла у картины «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» из Русского музея, которую, к стыду своему, не помнила. Сначала всматривалась в само по оперному эффектное изображение, а потом три раза прочла пояснение, что в качестве модели для чудотворца Репин использовал Льва Толстого. Любимый писатель в изможденном аффектированном старце никак не опознавался. Впрочем, дальше в экспозиции все разъяснилось. Репинского Толстого — за плугом, за конторкой и босого — все помнят, а вот поздние, начала прошлого века портреты, где Толстой то ли «куликнувшийся старичишка» (по его же выражению), то ли и вправду святой, мало репродуцируются. Но вот что интересно: картина про чудо Николая Мирликийского написана на 20 лет раньше!

Портретов на выставке очень много, и все люди на них — хорошие. Не только женщины, дети, художники, писатели и композиторы, но и адвокат, государь и великий князь Константин Константинович. (Особняком стоят только эскизы к «Заседанию Госсовета».) Мой фаворит среди них — портрет Леонида Андреева 1904 года: лицо выписано с любовью и тщательно, а руки и рубашка — небрежно, вместо пуговиц — косые мазки. Потому что рубашка совершенно не важна, человека хотелось показать, хорошего, талантливого.

На выставку идти стоит даже тем, кто считает себя в детстве Репиным перекормленным. Потому что негоже взрослым людям оправдываться детскими травмами, пора уже их изжить. Ну а кто Репина любит, тот не разочаруется. Репин ведь разный, и зрители разные — каждый найдет, чему обрадоваться и что вспомнить.

Материалы по теме
Просмотры: 6294
Популярные материалы
1
Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР
В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.
19 июля 2019
2
Фестиваль GAMMA в Санкт-Петербурге объединил музыку и совриск
Международный фестиваль прошел на шести площадках в городе, в том числе на территории завода им. Степана Разина и в газгольдерах на Обводном канале
19 июля 2019
3
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
4
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
5
Выставка архива Харджиева в РГАЛИ откроется, несмотря на пожар
Российский государственный архив литературы и искусства рассказал о текущей ситуации после пожара, случившегося в здании 12 июля
17 июля 2019
6
Николай Полисский: «Хочу живописью заниматься, но не картины писать»
Основатель и главный художник арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский сделал для фестиваля «Архстояние», который пройдет с 26 по 28 июля, новый — цветной — объект.
22 июля 2019
7
В Петре открылся новый музей
Древний город, высеченный в скалах, пытается преодолеть последствия «арабской весны», вызвавшей в регионе затяжной туристический кризис.
18 июля 2019
8
Эрмитаж предупредил о мошенничестве с билетами
В интернете появился дублер официального сайта Государственного Эрмитажа, через который билеты в музей продаются по завышенным ценам
18 июля 2019
9
Не в закрома, а для предъявления
На выставке новых поступлений Музей имени Рублева показывает, какими путями в его коллекцию попадают новые экспонаты.
18 июля 2019
10
На 84-м году жизни умер коллекционер и филантроп Фридер Бурда
Собрание Бурды, который выставил в своем музее в Баден-Бадене скандальную изрезанную работу Бэнкси, насчитывает около тысячи произведений, в том числе работы Пикассо и Поллока.
17 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru