The Art Newspaper Russia
Поиск

Все машины мира немного итальянцы

Итальянский автомобильный дизайн прочно встроился в ДНК мирового автопрома. В истории вопроса разбирался российский автор Никита Розанов

Какое отношение автомобильный дизайн имеет к изобразительному искусству? Такое же, как инженер Леонардо да Винчи, с которого и начинается этот зал славы итальянских мастеров авто- и, совсем вскользь, мотодизайна. Эта книга не шикарный дизайнерский альбом, а очень добротная энциклопедия. Справочник, отражающий всех ключевых игроков на этом поле за всю историю, изобилующий иллюстрациями не просто красоты макета ради, а информации для. Все, о чем пишется, — видится, за что отдельная благодарность. Толстая красивая книжка для больших мальчиков, приводящая в восторг.

Это не легковесный «кавер» интернет-источников, а серьезное журналистское исследование Никиты Розанова, написанное по итогам погружения в страну, тему, архивы и интервью с сопричастными людьми. Как энциклопедия виски, составленная Игорем Мальцевым после долгого путешествия по Шотландии и ее винокурням. А потому вызывает такое же уважение и доверие.

Заглянуть на кухню итальянского автомобильного дизайна как бы через служебный вход автору помогли разговоры с легендами отрасли и потомками тех, кто ковал славу здешнего автопрома: марку Ferrari, мировые бренды Bertone и Pininfarina, — такими как кузовщик Карло Гуэрра, дизайнеры Андреа Загато и Марчелло Гандини, создавший Lamborghini Countach и Lancia Stratos, конструктор болидов F1 Мауро Форгьери. Именно люди, по мнению Розанова, играют главную роль в феномене итальянского автомобильного дизайна. Как раз им посвящены первая и последняя главы. Только первая — биографическая, про тех, с кем уже не поговоришь, а последняя — как раз беседы с теми, кто с честью носит статус живой легенды.

В книге использованы уникальные архивные материалы семьи Андерлоне. Конструкторскому и художественному гению 30-х годов прошлого века Феличе Бьянки Андерлоне (не имевшему профильного образования, кстати) обязаны своим восхождением звезда Alfa Romeo и целые поколения других гоночных автомобилей. А его сын Карло создал первый автомобиль Ferrari. 

Многие с удивлением узнают, что и лидеры немецкого автопрома имеют узнаваемый итальянский акцент. Audi обязан стилем линейки Quattro, с 1978 года ставшим культовым, Джорджетто Джуджаро, как и Volkswagen Passat 1973 года, в котором уже угадываются некоторые черты, унаследованные Audi Quattro. За акулью морду BMW, столь любимую отечественными «братками» в эпоху первоначального накопления капитала, они должны сказать спасибо BMW 1500 1962 года в исполнении Джованни Микелотти. 

Итальянский след встречается повсеместно: баварец Mercedes передает из поколения в поколение родственные черты дизайна Бруно Сакко, американец Ford — Филиппо Сапино и Клаудио Мессале, британец Jaguar — Яна Кэллума. Lincoln, Mini, New Beatle… Даже японец Mitsubishi приехал в Италию за дизайном. Что уж говорить о России! Видим «Жигули» — помним, что Fiat. А итальянская Vespa, мечта сегодняшних хипстеров, «поделилась» дизайном с советским мотороллером «Вятка».

Центральный раздел книги посвящен собственно автомобилям. Маркам. Главным. Шедеврам. Листать его — удовольствие и пытка одновременно. И все же, справедливости ради, отметим, что эта книга не только для мальчиков. Для девочек тоже есть много маленьких красненьких машинок. 

Просмотры: 2737
Популярные материалы
1
Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
11 февраля 2020
2
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
3
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
4
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
5
Три века фарфора представлены в Эрмитаже
На выставке, посвященной 275-летию основания Императорского фарфорового завода, полтысячи уникальных предметов систематизированы по стилям.
11 февраля 2020
6
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
7
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
8
Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам
В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог.
14 февраля 2020
9
В Русском музее вслушиваются в эхо ленинградского экспрессионизма
На выставке представлено более 200 работ 60 художников из петербургских музеев и частных собраний.
11 февраля 2020
10
Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд
Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке
14 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru