The Art Newspaper Russia
Поиск

Все машины мира немного итальянцы

Итальянский автомобильный дизайн прочно встроился в ДНК мирового автопрома. В истории вопроса разбирался российский автор Никита Розанов

Какое отношение автомобильный дизайн имеет к изобразительному искусству? Такое же, как инженер Леонардо да Винчи, с которого и начинается этот зал славы итальянских мастеров авто- и, совсем вскользь, мотодизайна. Эта книга не шикарный дизайнерский альбом, а очень добротная энциклопедия. Справочник, отражающий всех ключевых игроков на этом поле за всю историю, изобилующий иллюстрациями не просто красоты макета ради, а информации для. Все, о чем пишется, — видится, за что отдельная благодарность. Толстая красивая книжка для больших мальчиков, приводящая в восторг.

Это не легковесный «кавер» интернет-источников, а серьезное журналистское исследование Никиты Розанова, написанное по итогам погружения в страну, тему, архивы и интервью с сопричастными людьми. Как энциклопедия виски, составленная Игорем Мальцевым после долгого путешествия по Шотландии и ее винокурням. А потому вызывает такое же уважение и доверие.

Заглянуть на кухню итальянского автомобильного дизайна как бы через служебный вход автору помогли разговоры с легендами отрасли и потомками тех, кто ковал славу здешнего автопрома: марку Ferrari, мировые бренды Bertone и Pininfarina, — такими как кузовщик Карло Гуэрра, дизайнеры Андреа Загато и Марчелло Гандини, создавший Lamborghini Countach и Lancia Stratos, конструктор болидов F1 Мауро Форгьери. Именно люди, по мнению Розанова, играют главную роль в феномене итальянского автомобильного дизайна. Как раз им посвящены первая и последняя главы. Только первая — биографическая, про тех, с кем уже не поговоришь, а последняя — как раз беседы с теми, кто с честью носит статус живой легенды.

В книге использованы уникальные архивные материалы семьи Андерлоне. Конструкторскому и художественному гению 30-х годов прошлого века Феличе Бьянки Андерлоне (не имевшему профильного образования, кстати) обязаны своим восхождением звезда Alfa Romeo и целые поколения других гоночных автомобилей. А его сын Карло создал первый автомобиль Ferrari. 

Многие с удивлением узнают, что и лидеры немецкого автопрома имеют узнаваемый итальянский акцент. Audi обязан стилем линейки Quattro, с 1978 года ставшим культовым, Джорджетто Джуджаро, как и Volkswagen Passat 1973 года, в котором уже угадываются некоторые черты, унаследованные Audi Quattro. За акулью морду BMW, столь любимую отечественными «братками» в эпоху первоначального накопления капитала, они должны сказать спасибо BMW 1500 1962 года в исполнении Джованни Микелотти. 

Итальянский след встречается повсеместно: баварец Mercedes передает из поколения в поколение родственные черты дизайна Бруно Сакко, американец Ford — Филиппо Сапино и Клаудио Мессале, британец Jaguar — Яна Кэллума. Lincoln, Mini, New Beatle… Даже японец Mitsubishi приехал в Италию за дизайном. Что уж говорить о России! Видим «Жигули» — помним, что Fiat. А итальянская Vespa, мечта сегодняшних хипстеров, «поделилась» дизайном с советским мотороллером «Вятка».

Центральный раздел книги посвящен собственно автомобилям. Маркам. Главным. Шедеврам. Листать его — удовольствие и пытка одновременно. И все же, справедливости ради, отметим, что эта книга не только для мальчиков. Для девочек тоже есть много маленьких красненьких машинок. 

Просмотры: 3180
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
5
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
6
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
7
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
8
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
9
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
23 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru